В конце 2022 года во второй Закрымзенской части города появилась новая Монастырская набережная, украшением которой стали несколько арт-объектов. Не случайно особое место здесь заняли образцы резных наличников с Сызранских домов, построенных в начале прошлого века.
Смотрите галерею фотографий:
Сызрань XX века – это огромный музей под открытым небом декоративного оформления фасадов зданий. Гости города любовались не только оригинальной каменной архитектурой купеческой застройки на главной улице Советской. Их удивляло разнообразие резного убранства деревянных домов, в котором ведущая роль принадлежала оконным наличникам.
Уникальность домовой резьбы, придававшей архитектуре Сызрани особый колорит, заключалась в содружестве работы местных мастеров с традиционным деревянным зодчеством верховьев Волги.
После огненной катастрофы 1906 года, во время которой сгорела большая часть Сызрани, в единовременной застройке города, приняли участие строительные артели из разных мест России, в том числе из Костромской, Ярославской и Нижегородской губерний.
В Сызрани появились деревянные здания с фигурными аттиками, оформленными декоративными балконами с балясинами.
В декоративном оформление фасадов, напоминавшим практику русского барокко XVII века, появились не использовавшиеся ранее формы: наличники с боковинами в виде фигурных полуколонок, криволинейные сандрики с симметричными волютами (журавлями) и фиалами (шпилями), фигурные кронштейны, классицистические композиции фризов, карнизы с тригрифами и метопами.
Смотрите галерею фотографий:
Получили распространение наличники с полуциркульным завершением и имитацией замкового камня, наличники с разорванным карнизом, с имитацией занавесей в тимпане наличника.
Смотрите галерею фотографий:
В деревянном зодчестве Самарской губернии тип наличников с имитацией занавесей и декоративные украшения с фигурными аттиками больше нигде не зафиксированы.
Помимо построек, выполненных в стиле эклектики с барочными элементами, встречаются здания, выполненные в «русском» стиле, с мотивами «ропетовщины». Так назван в честь архитектора И. П. Ропета стиль с теремками и кокошниками.
Смотрите галерею фотографий:
После пожара в центральной части города по проекту городского архитектора С.П. Щербакова возводились деревянные особняки в стиле модерн.
Смотрите галерею фотографий:
Туристы из разных городов и стран и сейчас, в наши дни, с удивлением рассматривают старые деревянные дома, украшенные ажурной резьбой, которые напоминают сказочные терема. Каждый город должен иметь свой теремок.
В практике деревянной застройки Сызрани были свои местные традиции, соблюдение которых отражало русский опыт, широко распространенный в средней полосе России.
Фасады деревянных домов оформляли накладной и сквозной пропильной резьбой с наличниками, с прямыми сандриками или сандриками с треугольной бровкой.
Домовая резьба, исполненная местными мастерами, представляет узоры русских мотивов. Высокая степень нарядности достигалась путём количественного набора декоративных украшений.
Плоской пропильной резьбой с узорами геометрического и растительного мотивов обильно украшали навершия оконных наличников, подкарнизный фриз, причелины фронтона и окно-светелки. Должное место отводили навесам над парадными входами в дом с улицы и воротам въезда на усадьбу.
Свой вклад в развитие местной домовой пластики внесла мебельная мастерская мещанина Ивана Васильевича Ревякина. В мастерской на токарном станке изготовляли деревянное кружево и продавали его метражом. Не случайно на многих домах Сызрани встречается одинаковый орнамент.
К сожалению, век деревянных строений не долог, большая часть домового убранства утрачена. Еще немного времени и уйдут в историю, исчезнут с лица земли старинные дома с кружевом резных наличников и ставен, а пока они красуются на улицах нашего города, создавая неповторимую атмосферу тепла и уюта, духа купеческой русской провинции. Мотивы их рисунков несут в себе народную память о бытовавших в древности языческих символах и оберегах. О них рассказ в следующей статье.
Если вам понравилась статья, поддержите канал своими лайками.