Найти в Дзене
Master Stroke/QUEEN

КАК ЭТО НАЧИНАЛОСЬ

Журнал Musikexpress Март 2023 год Автор Стефан Рем Розанес Переводчик – Михаил Борисов ЧАСТЬ ВТОРАЯ 50 ᴧᴇᴛ нᴀзᴀд ʙыɯᴇᴧ ᴨᴇᴩʙый ᴀᴧьбоʍ Qᴜᴇᴇɴ: Qᴜᴇᴇɴ. Единᴄᴛʙᴇнноᴇ, чᴛо ʙ нᴇʍ быᴧо обычныʍ, ϶ᴛо нᴀзʙᴀниᴇ. Нᴇ ᴄоʍнᴇʙᴀяᴄь ʙ ᴄʙоих ᴄиᴧᴀх и ᴛщᴀᴛᴇᴧьно обᴄудиʙ ᴋᴀᴋиʍ доᴧжᴇн быᴛь ᴋᴀждый зʙуᴋ, ᴦᴩуᴨᴨᴀ уᴄᴛᴩᴇʍиᴧᴀᴄь ᴋ ᴨобᴇдᴇ и ᴨо ᴋᴩᴀйнᴇй ʍᴇᴩᴇ хоᴛя бы один хиᴛ ᴄ ᴨᴧᴀᴄᴛинᴋи доᴧжᴇн быᴧ «ʙыᴄᴛᴩᴇᴧиᴛь». Однᴀᴋо ᴀᴧьбоʍ оᴋᴀзᴀᴧᴄя ᴨᴩоʙᴀᴧьныʍ. Иᴄᴛоᴩия ϶ᴛой нᴇизʙᴇᴄᴛной жᴇʍчужины ᴛожᴇ яʙᴧяᴇᴛᴄя иᴄᴛоᴩиᴇй ᴦᴩуᴨᴨы. «Это чудо, которое нам нужно», – пел Фредди Меркьюри в 1989 году, когда все чудеса, которое только могли случиться в его жизни, уже произошли. Конечно, роковые встречи можно легко объяснить вмешательством высших сил. Но то, что такой коллектив как Queen вообще появился, действительно граничит с чудом. Группа, преуспевшая во всех мыслимых жанрах – от хард-рока до синти-попа, от фанка до оперы, – уникальна не только тем, что все её участники являются признанными мастерами игры на своих инструментах, но и фактом, что
Оглавление

Журнал Musikexpress

Март 2023 год

Автор Стефан Рем Розанес

Переводчик – Михаил Борисов

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

50 ᴧᴇᴛ нᴀзᴀд ʙыɯᴇᴧ ᴨᴇᴩʙый ᴀᴧьбоʍ Qᴜᴇᴇɴ: Qᴜᴇᴇɴ. Единᴄᴛʙᴇнноᴇ, чᴛо ʙ нᴇʍ быᴧо обычныʍ, ϶ᴛо нᴀзʙᴀниᴇ. Нᴇ ᴄоʍнᴇʙᴀяᴄь ʙ ᴄʙоих ᴄиᴧᴀх и ᴛщᴀᴛᴇᴧьно обᴄудиʙ ᴋᴀᴋиʍ доᴧжᴇн быᴛь ᴋᴀждый зʙуᴋ, ᴦᴩуᴨᴨᴀ уᴄᴛᴩᴇʍиᴧᴀᴄь ᴋ ᴨобᴇдᴇ и ᴨо ᴋᴩᴀйнᴇй ʍᴇᴩᴇ хоᴛя бы один хиᴛ ᴄ ᴨᴧᴀᴄᴛинᴋи доᴧжᴇн быᴧ «ʙыᴄᴛᴩᴇᴧиᴛь». Однᴀᴋо ᴀᴧьбоʍ оᴋᴀзᴀᴧᴄя ᴨᴩоʙᴀᴧьныʍ. Иᴄᴛоᴩия ϶ᴛой нᴇизʙᴇᴄᴛной жᴇʍчужины ᴛожᴇ яʙᴧяᴇᴛᴄя иᴄᴛоᴩиᴇй ᴦᴩуᴨᴨы.

-2

«Это чудо, которое нам нужно», – пел Фредди Меркьюри в 1989 году, когда все чудеса, которое только могли случиться в его жизни, уже произошли. Конечно, роковые встречи можно легко объяснить вмешательством высших сил. Но то, что такой коллектив как Queen вообще появился, действительно граничит с чудом. Группа, преуспевшая во всех мыслимых жанрах – от хард-рока до синти-попа, от фанка до оперы, – уникальна не только тем, что все её участники являются признанными мастерами игры на своих инструментах, но и фактом, что все они являются авторами мировых хитов. Цепь без слабых звеньев. Под предводительством своего самоуверенного вокалиста, который против своих хулителей пустил в ход их же собственное оружие, создав новый символ усатого мачо, все вместе они стали пионерами нашей эпохи многообразия. А сам факт, что он оказался в группе, это вообще чудо из чудес. Это можно объяснить только его преодолевшей все превратности судьбы несгибаемой волей. Даже война помогла ему в этом. Но начнём с начала.

Меркьюри, урождённый Фаррух Булсара, родился на Занзибаре. Его родители были индийского происхождения. Чтобы найти работу, его отец Боми покинул деревню Булсар, находящуюся к северу от сегодняшнего Мумбаи и поселился в Британском протекторате. Оба исповедовали зороастрийскую религию, которая, как известно, совсем не одобряет гомосексуализм. 5 сентября 1946 года, в парсийский Новый год, жена Боми Шер, которая была младше мужа на 14 лет, родила Фарруха. Он провёл по большей части беззаботную юность в привилегированном доме – единственной проблемой стало отделявшее его от дома расстояние до элитного молодёжного интерната, куда в компании любимой няни его на восемь лет определили родители. Фарруха считали вежливым и застенчивым, но музыка пробудила дремавшие в нём силы. Он брал уроки игры на фортепиано и со своей первой группой The Hectics стал маленькой местной сенсацией. Его одноклассница Гита Р. Чокси вспоминает:

«Элвис Пресли, Пэт Бун – да, все они были. Но у нас были The Hectics, прямо перед нами, во плоти».

Музыка и стала причиной его неуспеваемости – в 10-ом классе он провалил экзамены и вернулся на Занзибар. Но вернуться в Индию ему было уже не суждено. Фаррух получал по почте британские музыкальные журналы и без конца вслушивался в звуки свингующего Лондона по зарубежному каналу «Би-Би-Си». Однако 12 января 1964 года до него донеслись совсем другие звуки – звуки преследований и смерти. За месяц до того Британия освободила Занзибар от независимости под арабским управлением. Произошёл государственный переворот, большинство африканского населения восстало против элиты, монархия была упразднена и словно из ниоткуда возникла социалистическая республика. Тысячи были убиты. Семья Булсара успела бежать в Англию. Для Фарруха ничего не могло быть лучше. Они поселились во Фелтеме, пригороде западного Лондона. И кого из соседей он там никогда не встречал? Брайана из семьи Мэев.

Брайан с отцом любили мастерить. Вместе они соорудили телескоп – в 2008 году Мэй защитил учёную степень доктора наук по астрофизике, – и за полтора года собрали легендарную Red Special – гитару, которая звучит на каждом из его альбомов, а с 1975 года (как реплика) и на концертах. В качестве материалов им послужили мотоциклетные рессоры, столовый нож, а также каминная полка. Совместно с вокалистом Тимом Стаффелом они основали группу 1984, которой четыре года спустя суждено сменить имя на Smile. По объявлению на доске они рекрутировали барабанщика Роджера Тейлора из студенческого союза Мэя. Который, в свою очередь, на Кенсингтонском рынке держал магазин подержанной одежды с Булсара. Который в то время выступал с группой Ibex, но оценил Smile и стал её большим поклонником. 9 сентября 1969 года три четверти будущего состава Queen впервые выступили на одной сцене: Ibex давали концерт в ливерпульском Sink Club, а к концу выступления на сцену поднялись Smile, чтобы организовать джем. Границы стёрлись. Smile со своей свитой сняли квартиру на первом этаже захудалого дома в районе Барнс, а вскоре туда переехал и Булсара. Его мама поставляла в эту коммуналку еженедельную пищевую корзинку. Через Мэя Булсара познакомился с Мэри Остин, которая работала в модном контркультурном бутике Biba. Она стала самой главной женщине в его судьбе, а из их любовных отношений выросла дружба длинною в жизнь.

Ibex сменил название на Wreckage, но новое, навеянное цеппелинами имя не смогло помешать расколу группы в конце 1969 года. После гастролей во вновь созданном коллективе Sour Milk Sea с Булсара в качестве вокалиста Стаффел покинул свой пост в Smile, потому что ему хотелось перейти от всё более театрально звучащей группы к традиционному американскому року. Очевидным выбором преемника была кандидатура Булсара. После нескольких лет, в течение которых он своими предложениями воодушевлял и раздражал Smile, он взял штурвал в свои руки и произвёл "капитальный ремонт судна". По крайней мере, внешне, потому что уже тогда звучание Smile поразительно напоминало Queen, сравните только поначалу мечтательный, а потом значительно более жёсткий, роковый Smile – песня 'Doin’ Alright' имеет лишь незначительные различия с более поздней версией Queen той же 'Doing All Right'. Итак, Булсара осталось только позаботится о новой краске: строчка «О, мать Меркурия, посмотри, что со мною сделали» из его собственной песни 'My Fairy King' вдохновила его на выбор псевдонима, а Фредом или просто Фредди его прозвали ещё в школе. Прекрасно сознавая гомосексуальную коннотацию названия британского журнала мод “Queen” (1958 – 1970), он, тем не менее, продавил название группы, вопреки предложениям других членов коллектива – от помпезного The Grand Dance до самых-свежих-фактов-и-информации. Не хватало чего-то ещё? Ах да, басиста.

-3

По возможности соответствующего стереотипу, который должен уравновесить сильные эго трио – такого, как Уайман, Энтвистл, Джон Пол Джонс – но не Маккартни, после трёх безуспешных попыток в феврале 1971 года было найдено верное решение – Джон Дикон. Они остались одним составом, пока через двадцать лет их не разлучила смерть. Это было самое главное, но причины были не только экономические: Queen были суррогатной семьёй. Проведённые в интернате годы Меркьюри воспринимал как недостаток родительской любви, а потому всю жизнь страдал от неспособности доверять; Мэй постоянно добивался признания от отца, который хоть и помог стать ему рок-звездой, но долгое время упрекал за то, что он выбрал этот путь и отказался от учёбы. Тейлор рос в неполной семье, а отец Дикона рано умер. Но сейчас они обрели друг друга и вместе добьются успеха, пусть даже окольными путями.

28 января 1972 года в лондонском Бедфорд-колледже они выступили перед аудиторией из шести человек. У Мэя ещё со времён Smile сохранились связи с операторами De Lane Leа Studious, искавшими группы, которые могли бы протестировать имеющееся там оборудование. Для этого предоставлялось сколько угодно студийного времени и кнопка, чтобы сделать следующую заявку.

Сложный материал был настолько зрелым, что в дебютный альбом вошли четыре произведения в несколько улучшенных версиях: 'Liar', 'Keep Yourself Alive', 'Great King Rat' и 'Jesus'. Песня номер пять, 'The Night Comes Down', уже была настолько хороша, что сразу же легла на пластинку.

-4

Примечательно, насколько зрело здесь звучат Queen. Эта уже не та группа, которая ищет себя. Напыщенность и претенциозность, энергичность, эмоции со скрытыми за ними образами, цепляющие хиты – всё это приметы Queen, звуки, которые покорят мир. Поначалу демо-версии никого не заинтересовали за исключением двух незначительных лэйблов, предложения которых Queen отвергли, да старого продюсера Smile Джона Энтони. Он принял живое участие в жизни группы и убедил своих работодателей, владельцев Trident Studious, братьев Барри и Нормана Шеффилдов, заключить контракт с группой.

И Queen заключили поначалу казавшуюся заманчивой, но впоследствии оказавшуюся губительной многостороннюю сделку: Trident отвечает за запись, менеджмент, а также издание материала, а готовый продукт продаётся под торговой маркой студии.

Trident настолько полно контролировала Queen, что впоследствии, в 1974 году, это привело к ожесточённому судебному разбирательству – открывающий альбом A NIGHT AT THE OPERA трек 'Death On Two Legs (Dedicated To…)' был посвящён Норманну Шеффилду. При этом запись дебютного альбома могли состояться только тогда, когда студию не использовали Дэвид Боуи и Элтон Джон – а это, как правило, происходило между двумя часами ночи и восемью часами утра. Соответственно, напряжённый процесс записи надолго затянулся, и альбом с названием QUEEN – даже под лэйблом Major EMI, хотя и едва зарегистрированным, – вышел лишь 13 июля 1973 года, когда группа уже исполняла совсем другие песни. Лишь восемь месяцев спустя, после выхода их следующего альбома QUEEN II, пластинка попала в чарты.

Все участники, кроме Дикона – чтобы придать хоть какой-то колорит бледному басисту (так сказать, бласисту), на конверте его имя напечатали как Дикон Джон, что тот счёл шуткой не слишком удачной, – предложили свои песни для альбома.

Машина работала на полной скорости. Однако эстетика группы барахталась между двумя стилями: слишком глэмовым для жёсткого хард-рока и слишком жёстким для мечтательных молодых почитателей Марка Боланда.

Queen сами должны были выбрать своё место. И сделать это было очень легко – наверное, хватило бы одной редакции. Потому что, по словам BBC, ведущий сингл 'Keep Yourself Alive' получил слишком большое распространение на радио и поэтому был отклонён. Целых пять раз! На самом деле, Фредди Меркьюри поёт, начиная с 36-ой секунды. Однако после этого следует запоминающееся продолжение в стиле их успешных современников из The Sweet с использованием музыкального паттерна «вызов-ответ», восприятию не мешает даже соло на барабанах, а Меркьюри увековечивает свои жизненные притязания на славу:

«Я продал миллион зеркал в магазине на Аллен Вей,

Но сам никогда не видел своего лица,

Ни в одном окне, никогда».

'Keep Yourself Alive' стала одновременно первым и последним синглом, не попавшим в британские чарты. Целью альбома было подготовить почву: в лице Роя Томаса Бейкера был найден продюсер, который спустя немногим более двух лет с помощью 'Bohemian Rhapsody' сделал группу всемирно известной. Звукорежиссёр Майк Стоун, в свою очередь, должен был связал гармонии в оперной части.

Для этого на обложке альбома изображено универсальное оружие Меркьюри на сцене: сломанная микрофонная стойка – по легенде, следствие поломки на одном из концертов Wreckage, – который он позже использовал в качестве меча, волшебной палочки, но, прежде всего, как удлинитель пениса.

Кроме того, в самом конце трек-листа – после 'Modern Times Rock’n’Roll', кальки на бешеную 'Communication Breakdown', после чудесного раскидистого древа 'My Fairy King', предтечи 'BoRhap', как и сказочной баллады 'The Night Comes Down' – скрыт инструментальный фрагмент песни, который был должен привести к поворотному моменту: 'Seven Seas Of Rhye' – торопливые, скачущие аккорды на фортепиано под оглушительный рок-аккомпанемент.

Увеличенная до пригодного для трансляции по радио размера и дополненная вокалом, в конце февраля 1974 года, песня вышла как сингл, предваряющий QUEEN II.

Сыграла свою роль и случайность: после того, как Дэвид Боуи был вынужден срочно отменить исполнение своего номера 'Rebel Rebel' в передаче Top Of The Pops, EMI сделал вливание свежей крови в Queen, хотя Меркьюри поначалу колебался и называл это шоу «мусором». Однако уже в апреле Queen впервые за 24 попытки оказались в британском Топ-10. Прорыв был сделан.

Критики постоянно ставили Queen в вину их величайший талант: многогранность. И в самом деле, почти каждый альбом группы звучит как сборник лучших песен различных исполнителей. Едва ли можно быть дальше от той последовательной строгости, с которой создают свои произведения Ramones. Не без основания можно предположить, что эти люди ничего не знают про Queen. Благодаря своей взаимосвязи, они по-прежнему соответствуют классическим образцам рок-шедевров – альбомам, которые хорошо «прослушать», – а особо внимательный слушатель в калейдоскопе стилей уловит многообразие, которое делает группу такой неповторимой.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.........