- Марья Ивановна, вы так хорошо кадриль танцуете, что просто загляденье. Так и хочется вас обнять и поцеловать.
- Глупости какие говорите, Михаил. Посмотри на себя. Батюшка твой торговал огурцами. Дед твой торговал огурцами. И ты будешь торговать огурцами, сейчас так вообще пастух. И останетесь крестьянами как были.
- Так ваши все тоже огурцы выращивают. Что в этом плохого??!
- Мы не такие. Мы дворянского сословия. У нас все село такое – сплошь дворяне. Понимать надо. Куда вам троицким да красильниковским супротив наших бордаковских. У вас ни понятий, ни обращения культурного. Все бы обнять да поцеловать. Никакого обхождения, одна кадриль в голове.
А что, была ли Марья Ивановна права, когда говорила, что в их селе все дворяне?
Вы знаете, да. Если и преувеличила, то совсем чуточку.
В 1903 году в книге «Рязанские помещики и их крепостные» Александр Повалишин так написал об этом селе:
«… в Рязанской губернии была масса бедных помещиков, которые жили, может быть, немного лучше своих крестьян. В этом отношении Рязанская губерния занимала выдающееся место среди других; в ней встречались целые деревни, например, Бардаково, Спасского уезда, населенные дворянами…»
Так что Марья Ивановна, дворянская дочь, с утра до вечера трудившаяся на огороде, резко отвечая пастуху Михаилу из соседнего села Троица, ничуть не преувеличивала. Она на самом деле вполне могла быть дворянкой. Жившей точно также, как крестьяне окрестных деревень.
В этом занятном селе жили и владели, с позволения сказать, имениями, и дворяне, выбившиеся в средние офицерские чины по Табели о рангах, как например, секунд-майор Александр Иванович Шувалов. Такие помещики, конечно, огурцами не занимались и по крестьянским вечеринкам не ходили. Но большинство владели ровно своим двором и земельным наделом. И никаких крепостных у них отродясь не было. Но каких только дворянских фамилий не было: Серовские, Сазоновы, Небольсины, Фроловы, Асеевы, Иванеевы, Мисюревы, Успенские, Шленские, Коноплянские, Гавердовские, Поповы, Янчуровы…
Как такое могло получиться?
Просто почти все село Бордаково населяли однодворцы. Если говорить строго, то это вроде и дворяне, но не совсем. Часть дворянских привилегий у них имелась, но с другой стороны полностью «вольности дворянской» однодворцам не полагалось. Они, например, платили налоги и несли рекрутскую повинность. Сословие это было большое и можно было так навсегда в однодворцах и остаться, а можно было и в генеральские чины выбиться – пример тому дед знаменитого генерала Михаила Скобелева, бывший сыном сержанта-однодворца из Оренбургской губернии.
А откуда столько дворян в почти обычном рязанском селе?
-----------
Красивая легенда рассказывает, что как-то Екатерина II путешествовала по Оке. Царский поезд остановился на берегу недалеко от тех мест, где находится Троица, Бордаково, Красильниково и прочие деревни. Заехали в гости к местному помещику. Он расстарался, принял императрицу как полагается. И она, пообедав, поинтересовалась, все ли хорошо в тех краях. Помещик же ответил:
- Все бы ничего, да вот людишки плохи стали, измельчали. Те, кто покрепче да посильнее уходят в бега на Дон и далее, в казацкую вольницу. Ищи ветра в поле.
- Что же помогу я такой беде, улучшу тебе людишек.
И отправила на постой в то село на лето Семёновский полк.
А потом взяла, да и объявила все семьи, в которых через девять месяцев после того постоя народились дети и самих детей дворянами. Так и появились в тех краях дворяне, которые ничем не отличались от крестьян.
--------------------
Это, конечно, забавная легенда.
По факту же в Бордаково еще с XVI века поселились татары, нанявшиеся на царскую службу. За нее им те земли и пожаловали. То есть жили тут служилые люди, сначала только татары, потом еще и дети боярские добавились – тоже мелкие дворяне, чаще всего сами и надел свой обрабатывавшие и службу с него служившие. По всей видимости от служилых татар и пошло название села Бордаково – потому что живут в нем люди с нерусскими обычаями да непонятным языком – говорят какую-то «бурду».
Так и появилось Бордаково из сплошных дворян, ничем не отличавшихся от крестьян.
А почему сейчас на карте не найти этого Бордаково?
Да потому что когда стали организовывать колхозы, «дворяне» из Бордаково организовали свою коммуну. Но назвали ее не как все: «Заветы Ильича» или «Путь коммунизма». А очень четко и тематично – «Огородник». Вскоре и село переименовали в Огородниково. Оно и теперь в общем и целом процветает.
Когда москвичам в начале лета на рынке ушлые продавцы втюхивают на рынке «луховицкие» огурцы, они, как правило, продают небольшие хрусткие овощи как раз из этих мест – из Огородниково, Красильниково и Троицы. Именно тут и выращивается значительная часть всех «луховицких» огурцов на самом деле. Просто почему-то брендом стали именно Луховицы, а то, что массовым порядком огурец для Москвы и не только растет на рязанских грядках – это знают далеко не все :)
А что же Марья Ивановна с пастухом Михаилом?
Да все у них сложилось в порядке. Михаил заработал понемногу денег, да заслал сватов в соседнее село. Решали тогда родители, а они смотрели на то, из какой семьи жених, да что сам собой представляет. Семья была не из бедных, ну а то, что не дворяне… Так в предреволюционной России это было, конечно, важно, но если человек с руками и головой, то и без дворянства не пропадет. И родители согласились выдать Машу за Михаила. Тем более, что он к тому моменту уже был не пастух, а приказчик в губернском городе, да еще и I класса. Так что семья у них получилась неплохая.
----------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они очень помогают развитию канала. Не говоря уж о подписке :) Тем более, что увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, только подписавшись на канал.