На этой фотографии репетиция оркестра Ленинградского радиокомитета Летом 1942 года. Музыканты под руководством дирижера Карла Элиасберга разучивают 7-ю симфонию Дмитрия Шостаковича. За первую блокадную зиму почти половина коллектива оркестра умер̲ла от голода и морозов.
Премьера 7-й или Ленинградской симфонии Шостаковича состоялась в Куйбышеве (нынешней Самаре) 5 марта 1942 года. Ее исполнил находящийся в эвакуации оркестр Большого театра. Концерт транслировался по всесоюзному радио, а также за границу и стал мировым событием. О нем сообщили ведущие западные информационные агенства. Американский журнал «Time» даже поместил на обложку портрет композитора. Дмитрия Шостаковича изобразили в каске пожарного на фоне пылающего Ленинграда. Молодой композитор несколько месяцев находился в окруженном фашистами городе. Во время налетов немецкой авиации он дежурил на крыше консерватории и гасил зажигательные бомбы. Там на пожарном посту №5 он и придумал большую часть своей Ленинградской симфонии.
В октябре 1941 года Дмитрия Шостаковича с семьей эвакуировали в Куйбышев, где к концу года он закончил симфонию. Композитор мечтал, чтобы она прозвучала в осажденном Ленинграде. Эту же идею разделяли и советские власти. В Москве разработали рискованную операцию по доставке партитуры в окруженный немецкими войсками город. Ее перебрасывали под огнем немецких зенитных орудий на военных самолетах вместе с медикаментами. Так четыре тетради с партитурой прибыли в Ленинград.
Сыграть симфонию поручили оркестру Ленинградского Радиокомитета. Открыв тетрадь, дирижер Карл Элиасберг понял, что исполнить 7-ю симфонию только силами его коллектива невозможно. Одних только скрипачей требовалось 18 человек, а Шостакович в партитуре сделал пометку, что участие этих инструментов в исполнении симфонии обязательно. На первую репетицию собралось 15 музыкантов, хотя требовалось больше 100. Тогда Элиасберг отправился на поиски.
Он объезжал городские больницы и обратился за помощью к военным. Тромбониста нашел в пулеметной роте, волтарниста среди зенитчиков, а ударника дирижер буквально вытащил с того света. Жавдат Айдаров из-за истощения оказался в голодной коме. окружающие решили, что музыкант скончался и перевезли его в морг. Карл Элиасберг поехал проститься с коллегой и тут произошло невероятное – руковододитель оркестра понял, что ударник еще жив. Дирижер поднял всех на уши, собрал врачей и медсестер. Айдарова напоили крепким чаем с сахаром и он кое-как смог встать на ноги. Так или иначе, с большим трудом, но нужных для симфонии музыкантов дирижеру все же удалось собрать.
Как и другие блокадники, музыканты голодали. Дирижера на репетиции привозили на санках, так как из-за недоедания он ходил с трудом.. Несмотря на это Карл Элиасберг проводил репетиции шесть раз в неделю по нескольку часов с перерывами во время бомбежек. Дирижер был чрезвычайно требователен, не терпел пропусков и опазданий, заставлял работать, пока не добивался приличного звучания
Концерт переносили несколько раз, пока не остановились на символичной дате – 9 августа. По первоначальным планам немецкого командования к этому дню войска Вермахта должны были захватить город. В августе уже были запланированы праздничные обеды и вручение наград в лучших ресторанах Ленинграда, однако все планы немецкого командования были разрушены.
Зал был переполнен. На концерт пришли более тысячи зрителей, но героическая музыка звучала не только в филармонии, а по всему городу. Выступление оркестра транслировали по радио. За все время выступления на город Ленинград не упалл ни один немецкий снаряд, так как в это время советские артиллеристы огнем прикрывали музыкантов. Во время исполнения симфонии началась операция «Шквал», которая заставила замолчать все немецкие орудия.
Ленинградскую симфонию слышали и солдаты Вермахта. Некоторые из них думали, что город практически вымер, но оказалось что он жив и не собирается сдаваться. Это произвело на гитлеровцев неизгладимое впечатление и чем дольше играла симфония, тем больше они понимали, что этих людей не сломить. 20 лет спустя после памятного выступления два немецких туриста, бывшие солдаты, стоявшие под Ленинградом, встретились с Карлом Элиасбергом. Они признались дирижеру, что во время концерта поняли – война проиграна.
Этот подвиг оркестра журналисты назвали первым залпом по Берлину. Концерт стал мощным моральным стимулом для измученных блокадой Ленинградцев
Свой музыкант-герой во время войны был и в Краснодарском крае. Его звали Абрам Пинкензон. На тот момент ему было всего 11 лет и мама звала его Абрамуся или просто Муся. У ребенка с ранних лет проявился музыкальный талант. Ужев 5-летнем возрасте вундеркинд виртуозно играл на скрипке. О юном даровании писали молдавские газеты. Муся Пинкензон должен был поехать на крупный творческий конкурс, но началась война
Семья мальчика эвакуировалась из Молдавии в станицу Усть-Лабинская, что в Краснодарском крае. Отец Мальчика Владимир Пинкензон работал хирургом в военном госпитале, а Муся часто приходил в больницу и играл на скрипке для врачей и раненых. Когда немцы прорвали оборону Красной армии и устремились вглубь советских территорий, Кубань перестала быть тыловым районом. Госпиталь вместе с врачами и ранеными эвакуировать не успели.
Немцы потребовали от медицинского персонала все бросить и помогать в лечении их солдат, но отец Муси, хирург Владимир Пинкензон наотрез отказал фашистам. Тогда те решили устроить карательную акцию – канить всех евреев и тех, кто отказался с ними сотрудничать. К месту показательной расправы согнали все население Усть-Лабинской. Среди приговоренных был и Муся Пинкензон. Он шел в строю и прижимал к груди скрипку. Перед расс̲трелом юный музыкант попросил исполнить последнее желание. Он попросил у немецкого офицера, который руководил всей процедурой каз̅ни сыграть последний раз на скрипке. Возможно офицер подумал, что прозвучит какая-нибудь немецкая музыка или иное классическое произведение, но ошибся.
В первые секунды немцы не могли понять, что происходит. Приговоренные подхватили мелодию, которую стал играть Муся и стали петь хором, все громче и громче. Это был гимн «Интернационал», гимн Советского Союза. Когда немцы наконец поняли, что за музыку играет Муся, прозвучали выстрелы. Вся семья Пинкензонов перестала существовать в один момент.
После войны на месте рас̲стрела юного героя установили памятник, а по мотивам его подвига в 70-х был снят мультфильм «Скрипка пионера»
Источник: KP