Найти тему
Рок на БиС

Два шага назад. Robert Wyatt. Часть третья. Жизнь после "смерти".

Предыдущая часть творческой биографии Роберта Уайатта повествовала об уходе музыканта из группы Soft Machine, создании в пику ей Maching Mole и неожиданном происшествии, изменившим творческие планы, стиль жизни и, возможно, направление творческого развития музыканта.

Роберт Уайатт (gijsberthanekroot.com)
Роберт Уайатт (gijsberthanekroot.com)

Выпав из окна и сломав позвоночник, Роберт мог и не выжить, но остался жить, пусть и в инвалидном кресле. На помощь пришли друзья: Pink Floyd, к тому времени уже очень популярная группа, 4-го ноября 1973-го в лондонском Rainbow Theater при поддержке Soft Machine и под управлением Джона Пила играют два благотворительных концерта в помощь Робету Уайатту. Концерты собрали для Вятта 10 000 фунтов стерлингов. Но друзья не оставят Роберта и после восстановления: возможность записать сольный альбом после катастрофы обеспечит барабанщик Pink Floyd Ник Мэйсон, взваливший на себя роль продюсера.

Записав довольно удачный сольный альбом Rock Bottom, спустя всего два месяца музыкант, при продюсерской поддержке всё того же Мэйсона выпустит в качестве сингла кавер-версию песни группы The MonkeesI'm A Beliver. Вот оригинал этой песни в исполнении самих The Monkees:

Ютуб-канал Solrac Etnevic

Так вот, песня в исполнении Уайатта добралась в британском чарте до 29-го места. Послушайте какой получилась версия нашего героя:

Но это не конец истории. Уайатт должен был выступить в популярной телевизионной программе Top of the Pops как обладатель высокого места в чарте. В последний момент перед съёмками у Роберта случились сильные трения с продюсерами шоу. Они считали, что его появление в инвалидной коляске неуместно на шоу для «семейного просмотра», предлагая посадить его в плетёное кресло. В то время неудобными меньшинствами в Европе были также и инвалиды. Уайатт сумел настоять на своём — в итоге шоу вышло с Уайаттом в инвалидном кресле.

Ютуб-канал jeanphilippe56

После определённого успеха Rock Bottom и особенно кавер-версии песни The Monkees музыкант отправится на гастроли. Я нашёл небольшой ролик об этом времени — это сюжет, снятый во Франции:

Ютуб-канал bn

После турне музыкант засядет в студии. Результатом станет следующий сольный альбом — Ruth Is Stranger Than Richard. Пластинка увидит свет в 1975-м.

Robert Wyatt - Audio Production, Composer, Drums, Keyboards, Mouth Percussion, Multi Instruments, Piano, Piano (Electric), Producer, Vocals; Brian Eno - Guitar, Keyboards, Multi Instruments, Synthesizer; Mongezi Feza - Composer, Trumpet; Fred Frith - Composer, Piano, Viola; George Khan - Saxophone; Nisar Ahmad "George" Khan - Sax (Baritone), Sax (Soprano), Sax (Tenor); Phil Manzanera - Composer; Gary Windo - Clarinet (Bass), Sax (Alto), Sax (Tenor), Wind; John Greaves - Bass, Bass Instrument, Guitar (Bass); Bill MacCormick - Bass, Bass Instrument, Composer, Guitar (Bass); Laurie Allan - Drums

Как видим состав участников записи получился богатый. На сольных альбомах у двоих из списка участников (оба бывшие члены Roxy Music) Уайат также примет участие. Это альбом Брайана Ино Taking Tiger Mountain (By Strategy) и альбом Фила Манзанеры Diamond Head.

Вторая пьеса на альбоме Ruth Is Stranger Than Richard Solar Flares (Солнечные вспышки) — это переработка саундтрека, написанного Уайаттом ещё в 1973-м для экспериментальной короткометражки Артура Джонса. Кстати, вот весь 8-минутный фильм целиком:

Ютуб-канал donga7

На этот раз критики не приняли работу — пластинки распродавались с трудом. Это в каком-то смысле приостановило сольную карьеру музыканта на целое десятилетие.

С этого времени его творческий вклад в музыку мы можем оценивать, в основном, с точки зрения его яркого участия в проектах других музыкантов и выпуска достаточно удачных каверов в виде синглов.. Но, несмотря на вроде бы как затишье в его карьере, вы, быть может как и я, откроете для себя много интересной и неизвестной ранее музыки.

Роберт Уайатт в своей художественной мастерской. (pinterest.com)
Роберт Уайатт в своей художественной мастерской. (pinterest.com)

Первыми таким релизом я бы хотел отметить альбомы Майкла Мантлера — американского джазового авангардиста европейского происхождения. Первый — это альбом The Hapless Child and Other Inscrutable Stories 1976-го года. Здесь, кроме вокала Роберта Уайатта, можно услышать игру таких джазовых музыкантов из Америки и Европы как: Карла Блэй, Стив Суолоу, Терье Рипдал, Джек Ди Джонетт.

Michael Mantler - Composer, Engineer, Trumpet; Samuel Beckett - Composer: Edward Gorey - Lyricist; Robert Wyatt - Mixing, Vocals; Alfreda Benge - Speech/Speaker/Speaking Part, Spoken Word, Voices; Carla Bley - Clavinet, Keyboards, Piano, Producer, Synthesizer, Vocals; Albert Caulder - Speech/Speaker/Speaking Part, Spoken Word, Voices; Vitti Gorey - Composer; Edward Gorley - Composer; Nick Mason - Engineer, Mixing, Speech/Speaker/Speaking Part, Spoken Word, Voices; Terje Rypdal - Guitar; Steve Swallow - Bass, Guitar (Bass); Jack DeJohnette - Drums, Percussion

В 1977-м году увидит свет пластинка Silence, где Роберт уже будет не единственным вокалистом, но зато здесь мы можем услышать Уайатта-перкуссиониста:

Michael Mantler - Trumpet; Carla Bley - Keyboards, Vocals; Kevin Coyne - Vocals; Robert Wyatt - Vocals, Percussion; Clare Maher - Cello; Chris Spedding - Guitar; Ron McClure - Bass

Его друг Брайан Ино, продюсируя совместную пластинку знаменитого авангардиста Джона Кейджа и саксофониста Яна Стила Jan Steele/John Cage - Voices and Instruments — пригласит поучаствовать в записи вокальных номеров нашего героя. Альбом увидит свет в 1976-м.

На этом сотрудничество с Брайаном Ино не закончится, Уайатт сыграет серьёзную роль при создании знаменитой пластинки Ино — Ambient 1/Music For Airports. (Привет моему коллеге Doc. K.). Роберт будет задействован как композитор-соавтор, также ему принадлежат партии на акустическом фортепиано.

Brian Eno - Artwork, Audio Engineer, Audio Production, Composer, Concept, Design, Engineer, Piano (Electric), Producer, Synthesizer, Various Instruments; Robert Wyatt - Composer, Piano; Christa Fast - Vocals, Voices; Christine Gomez - Vocals, Voices; Inge Zeininger - Vocals, Voices; Rhett Davies - Audio Engineer, Composer, Engineer; Dave Hill - Sound Technician

В 80-м году у Уайатта выйдет сингл At Last I Am Free.

Как в случае и с I'm A Beliver — это тоже кавер. В этот раз на песню американской диско-группы Chic:

Ютуб-канал Primo Carnera

Наконец, Уайатт отдаст свой долг Нику Мэйсону, так поддержавшему его в первое время после катастрофы, записав свой вокал на дебютной пластинке Nick Mason's Fictitious Sports, которая увидит свет в 1981-м.

Nick Mason - Assistant Engineer, Clavinet, Drums, Harmonica, Percussion, Piano, Producer; Carla Bley - Composer, Keyboards, Producer; Robert Wyatt - Vocals; Vincent Chancey - Vocals; Karen Kraft - Vocals; Earl McIntyre - Vocals; David Sharpe - Vocals; Denotra Sharpe - Vocals; Carlos Ward - Vocals; Gary Valente - Trombone, Vocals; Michael Mantler - Engineer, Trumpet; Gary Windo - Clarinet (Bass), Flute, Sax (Tenor), Tenor (Vocal), Vocals, Wind; Terry Adams - Clavinet, Harmonica, Keyboards, Piano; Howard Johnson - Tuba; Chris Spedding - Guitar; Steve Swallow - Bass

Обратите внимание, по сути, на пластинке мы слышим композиторскую работу Карлы Блей, исполненную рок-музыкантами. История записи такая: на пике популярности Pink Floyd, фирма Columbia, где выпускала свои альбомы знаменитая группа, предложила Нику возможность записать сольный альбом. Карла в это время искала возможность написать музыку для рок-ансамбля. Роберт Уайатт будучи знаком с ней по проектам Майкла Мантлера, получилось, соединил желание Карлы и возможности Ника — в итоге получился этот замечательный альбом, на котором спел наш герой.

Ещё один чрезвычайно любопытный альбом, в котором примет участие Роберт, в этот раз в качестве барабанщика, — это второй альбом группы The RaincoatsOdyshape. Вообще, про сам коллектив можно многое написать, но ограничимся тем, что его можно смело сравнивать по новаторству с американцами The Velvet Underground, предвосхитившими в своё время ни много ни мало панк-революцию. Группу очень ценил и отмечал в своё время Курт Кобейн, лидер знаменитой Nirvana.

Vicki Aspinall - Bass, Guitar, Guitar (Acoustic), Guitar (Electric), Piano, Violin, Vocals, Vocals (Background); Gina Birch - African Balaphone, Bass, Bowed Bass, Guitar, Vocals; Georgie Boris - Cello; Ana Da Silva - Balalaika, Bass, Clavinet, Guitar, Guitar (Acoustic), Hand Drums, Harmonica, Percussion, Photography, Vocals; Kim Gordon - Quotation Author; Charles Hayward - Drums, Percussion; Adam Kidrou - Engineer, Producer; Shirley O'Loughlin - Photography; Ingrid Weiss - Drums, Finger Cymbals; Robert Wyatt - Drums

В том же 1981-м году Роберт напишет саундтрек к документальному фильму Виктора Шонфилда об освобождении животных — The Animals Film.

Постер фильма The Animals Film
Постер фильма The Animals Film

В 1982-м году Уайатт примет участие в записи совместной пластинки с будущим героем танцевальной электронной музыки 90-х Беном Уаттом, основателем группы Everything But the Girl. Совместная пластинка имела название — Summer into Winter.

Ben Watt - Vocals, Guitar, Written-By

Robert Wyatt - Piano, Vocals

В следующем, 1983-м году, Уайатт примет участие в записи уже сольной пластинки БенаBen Watt - North Marine Drive.

Ben Watt - Composer, Guitar, Guitar (Acoustic), Guitar (Electroacoustic), Piano, Producer, Vocals; Mike Gregovich - Engineer, Producer; Peter King - Sax (Alto); Robert Wyatt - Piano, Vocals

Примерно, к этому времени Роберт Уайатт вступит в Коммунистическую партию Великобритании и в его сольной работе станет все больше места политическим высказываниям. Например, выпуск кавер-версии песни Shipbuilding Элвиса Костелло, была посвящена Фолклендской войне, которую вела тогда Великобритания. Песня достигла 35-го места в UK Singles Chart.

Следующим заметным политическим высказыванием станет участие музыканта в проекте The Last Nightingale. Пластинка была выпущена в поддержку исторической забастовки британских шахтеров 1984 года.

Ютуб-канал The3erkalo

1. Moments Of Delight; 2. In The Dark Year; 3. Back In The Playground Blues; 4. Bittern Storm Revisited; 5. On The Beach At Cambridge

Robert Wyatt - Vocals; Bill Gilonis - Guitar, Bass, Engineer; Lindsay Cooper - Piano, Electric Piano, Saxophone, Bassoon; Tim Hodgkinson - Piano, Electric Piano, Synthesizer [Moog], Baritone Saxophone [Baritone Sax], Alto Saxophone [Alto Sax], Written-By, Engineer; Fred Frith - Guitar; Bass - John Greaves; Chris Cutler - Drums, Text By

Тем не менее пришло, наконец, время записать свой очередной сольный альбом. Напомню, Уайатт не выпускал сольных альбомов уже 10 лет. Его работа 1985-го года Old Rottenhat по музыке получилась достаточно экспериментальной, а в текстах присутствует много антиимпериалистической протестной лирики. Об альбоме сам Уайатт говорил, что эта запись была «сознательной попыткой создать музыку, которую нельзя использовать не по назначению», то есть музыку, которую правые не могли присвоить или транслировать на «Голосе Америки», потому что «Голос Америки» ни в коем случае не транслирует некоммерческую музыку, подобную этой, как считал автор.

Robert Wyatt - Composer, Drums, Vocals

Alfreda Benge - Cover Painting, Paintings

Этим альбомом завершится сегодняшний рассказ. Ждите продолжения.

Автор статьи - Filumjazz

Предыдущие заметки:

#filumjazz