Утром 7 апреля начались переговоры между главами МИД Турции и России, а к концу дня российского министра принял президент страны Эрдоган.
Это раньше подобные встречи освещались заранее. СМИ трубили о поездке руководителей в другую страну вовсю. Сейчас российская дипломатия работает в другом режиме. Теперь молчок. Путин проводит спецоперацию на южных границах страны и самолет Лаврова летит в Анкару обходным маршрутом. Вот приземлился в Анкаре и теперь можно сообщить.
Для Москвы этот визит очень важен. Ведь он состоялся в разгар избирательной кампании в Турции. Через месяц с небольшим, а именно 14 мая, турки будут выбирать парламент страны и своего президента.
Российским властям очень важно, чтобы Эрдоган остался у власти. Ведь оппозиция во главе с единым кандидатом в президенты Кемалем Кылычдароглу может подвергнуть ревизии двусторонние отношения.
Она ясно дала понять, что они ее во многом не устраивают. Лидер оппозиции обещает напомнить, что Турция член НАТО и заморозить сотрудничество в военно-технической области. Речь идет о сделке по С-400 и возможной закупке российских истребителей Су-57. Оппозиция также недовольна зависимостью Турции от России в вопросе энергетики. 27 апреля состоится загрузка ядерного топлива на АЭС «Аккую», построенную по российскому проекту.
Россия напрямую заинтересована в строительстве на турецкой территории газового хранилища. Он позволит ей продавать газ в Европу, которая отказалась от прямых закупок после начала спецоперации. Москву также волнует вопрос разблокировки экспорта из Черноморских портов российской сельхозпродукции и удобрений на мировые рынки, который является частью зерновой сделки.
В начале марта Анкара ограничила вдруг транзит санкционных товаров в Россию. К апрелю он был частично восстановлен.
Визит Лаврова завершился пресс-конференцией
На вопрос журналиста, какую политическую силу в Турции поддерживает Россия, он ответил кратко: «Россия, в отличие от США, никогда не вмешивалась в предвыборные кампании в других странах. Не исключением является и Турция».
Что можно сказать в заключение
Москва хочет продолжить отношения с Турцией такими, какими они были в период правления Эрдогана.
Мы держим крепко турецкие власти за одно место российскими туристами. Что будет с Турцией, если они, по той или иной причине, не смогут посетить этим летом ее средиземноморские курорты? В прошлом году туда заехали 5,2 млн. человек, а в этом планируется 6 млн. Трудно представить, что произойдет с турецкой экономикой, если сезон буде сорван.
Несомненно, неожиданная поездка Лаврова в Турцию имеет целью оказать поддержку Эрдогану. Возможно стоит ждать визит Путина на церемонию загрузки топлива на АЭС «Аккую» (если он, конечно, не испугается).