Найти тему

Осознанное потребление & Маркетинг

Оглавление

С каждым годом становится все больше покупателей, которых волнует экологическая обстановка и которые ответственно подходят к своим покупкам. Люди начинают отказываться от производственных технологий, которые негативно влияют на природу, переходят на экотовары и дают вторую жизнь старым вещам. Тем не менее некоторым брендам все-таки удается продать нам ненужную вещь. Что такое осознанное потребление и как нас вынуждают брать лишние, читайте в нашей статье.

Осознанное потребление — это разумное потребление не только продуктов, но и любых вещей, а также природных ресурсов. Его целью является сокращение отходов и негативного влияния на окружающую среду.

Основные правила осознанного потребления звучат так:

  • откажись;
  • снизь потребление;
  • используй повторно;
  • переработай.

Многие люди зачастую покупают лишние продукты и ненужные вещи. Почему так происходит?

Зачем мы покупаем лишние вещи и причем тут маркетинг?

Наверняка вы тоже хоть однажды не могли спокойно пройти мимо подобной вывески:

  • «Последний день распродажи»;
  • «Успей купить!»;
  • «На все скидка 30%»;
  • «3+1».

Такие уловки повсюду. Бренды производят огромное количество одежды, а маркетологи убеждают нас, что ее нужно купить. И вроде эта футболка не особо нужна, но как не взять за полцены? Знакомая ситуация? После этого мы открываем шкаф полный одежды, но надеть по-прежнему нечего. Майка по акции отправляется в урну, а туфли, которые малы, в лучшем случае будут отданы сестре или подруге.

Многие даже не подозревают, какой вред наносит текстильная промышленность. Если бы люди получали достоверные сведения об экологических проблемах, возможно, они стали бы покупать меньше вещей. Производство текстиля является одним из главных источников загрязнения водоемов, почвы и воздуха. Но несмотря на это, его производство только растет.

А что с продуктами питания?

Из доклада ЮНЕП от 2021 года стало известно, что каждый житель России ежегодно выбрасывает около 33 кг продуктов питания. По всему миру на свалку ежегодно отправляется более 1 млрд тонн продуктов. Причины разные, но чаще всего это происходит из-за истекшего срока годности.

Если перестать брать лишние, можно сократить не только производство продуктов питания, но и расход воды, а вместе с этим и выбросы парниковых газов, которые разрушают озоновый слой планеты.

Расход электричества и воды

Потребление электроэнергии увеличилось на 1,5% по сравнению с 2021 годом и составило 1,22 трлн кВт-ч. Чтобы снизить потребление, достаточно выключать на ночь приборы, не оставлять зарядное устройство в розетке, выключать свет, выходя из комнаты.

Для производства электроэнергии используют уголь и нефть, а они являются невозобновляемыми ресурсами планеты и имеют свойство заканчиваться. Кроме того, их использование способствует образованию парниковых газов и приближают нас к глобальному потеплению.

Водные ресурсы тоже расходуются не разумно. При этом, более 40% людей страдают от дефицита чистой воды. Современный человек ежедневно тратит около 250 л холодной воды, но этот показатель можно легко снизить: выключать воду во время чистки зубов, намыливания рук или мытья посуды.

Горы мусора

По данным Greenpeace (Организация, признанная Генпрокураторой РФ как нежелательная в РФ) общая площадь свалок России сравнима с территорией Нидерландов. Такими темпами скоро придется открывать еще больше мусорных полигонов. Согласитесь, это ведь не разумно — выделять территорию земли для хранения мусора. Не проще ли образовывать меньше отходов и перерабатывать вторсырье? Дело даже не в площади: отходы отравляют землю и воды, угрожая здоровью человека и животных.

Если вы думаете, что нас это не коснется, вы ошибаетесь. Место на полигонах может закончиться уже в 2024 году. Конечно, в этом можно винить правительство, но в первую очередь, это наш мусор и мы в ответе за него. Нельзя съесть конфету и выбросить фантик. Этот мусор никуда не денется и будет разлагаться десятки лет.

Сейчас практически все продается в упаковке, даже те продукты, которые в ней не нуждаются, плюс повышенное потребление, в итоге образуются горы мусора.

Как ведет себя осознанный покупатель?

Осознанные покупатели не живут себе в ущерб, они просто ищут баланс между комфортом и безопасностью для планеты:

  • покупают только необходимое и не попадаются на уловки маркетологов;
  • следят за сроком годности продуктов и других средств;
  • сокращают потребление пластика, особенно пластиковых пакетов, бахил, одноразовой посуды;
  • сортируют отходы и сдают их на переработку.

На самом деле быть осознанным потребителем довольно просто, нужно только начать.

Реакция брендов на осознанное потребление

Потребители хотят покупать экологичные товары, а рынок в свою очередь старается им это предоставить. Наверное, вы заметили сколько сейчас появилось товаров с приставкой «эко». Действительно, большинство людей стали задумываться о своем здоровье, экологии и потреблении. Поэтому бизнес старается угодить потребителям и придумывает новые заманчивые предложения, например: «Приходи со своим стаканом и получи скидку на напиток».

Большая часть производителей идут на поводу у своих покупателей и внедряют экологичные продукты. Конечно, крупным брендам это дается легче, они перепрофилируют свое производство и следуют ESG-повестке. А вот небольшим компаниям такие изменения бьют по карману, потому что качественные товары часто стоят дороже. Но несмотря на это, тренд на осознанное потребление все-таки вырывается вперед и дает надежду на светлое будущее.