Со дня смерти Дамблдора прошёл только месяц, а у Волдеморта дела уже выворачивали на финишную прямую. В стане Пожирателей царило воодушевление. На совещание в особняке Малфоев прибыл самый цвет чистокровной элиты. Собрание протекало в тёплой дружеской обстановке. Хозяева радушно принимали единомышленников. Играла весёлая музыка. Если бы потребовалось – Патронусы от счастья порхали бы здесь стаями… И скоро вся страна будет облагодетельствована законами, предписанными лучшими людьми сообщества...
Нет, конечно, не так. И музыка не играла, и весёлого смеха не слышалось, и гости были какие-то не очень весёлые и гадали: хорошо нынешнее сборище для них закончится али нет? А если чему и радовались, то унижению и несчастью хозяев особняка. И скоро всей стране будет приказано жить по законам, предписанным этими тварями. Потому что, по большому счёту, лишь двое из присутствующих имели право назвать себя людьми.
Пожиратели сняли маски, больше не было надобности скрывать друг от друга свои лица. За длинным столом сидели и те, кто год назад после сражения в Департаменте тайн угодил в Азкабан - Волд снова организовал побег. Люциус опять на свободе, но Повелитель не забыл его провинностей. В собственном доме он был абсолютно бессилен и не мог защитить ни себя, ни близких. Хотя, ему ли жаловаться? Это и есть право сильного, за которое он ратовал, в действии. Вообще, Малфоям крупно «повезло», что Драко если не сам справился с заданием хозяина, то, по крайней мере, создал ситуацию, которая позволила Снейпу убить Дамблдора.
Второй раз нам показали Тёмного Лорда в кругу приверженцев. На кладбище после возрождения они трепетали, чувствуя вину перед хозяином. Два года спустя мало что изменилось. Даже его нынешние фавориты, Яксли и Снейп, принесшие хозяину хорошие новости, прежде чем войти, медлят перед дверью, дабы собраться духом: «Вы и вправду думаете, что приём нас ожидает хороший?» Восхитительный вопрос!
Те, кто прибыли раньше, тоже не чувствуют себя в безопасности. Оригинальная идея их господина совместить зал заседаний с комнатой пыток не способствует чувству комфорта. Невольно закрадывается мыслишка: не ты ли станешь следующим? Настороженные взгляды выдают напряжённое ожидание возможной перемены в настроении Повелителя. Будущие хозяева страны, кичащиеся благородным происхождением, а то и несметными богатствами, сами рабы нищего полумагла, такова плата за «величие волшебной крови». Даже клейма впечатаны в кожу, за эти верёвочки он может дёрнуть в любой момент. Но рабы Тёмного Лорда мечтают не об освобождении, а о собственных рабах. Скоро Пожиратели смерти по примеру своего лидера (испокон веков повелось, что рыба тухнет с головы) будут по любому поводу и без повода оттягиваться на соплеменниках. При Новом порядке Гарри мало где побывает, но посещение им Министерства, Косого переулка и Хогвартса позволяют составить представление об атмосфере, воцарившейся в волшебном королевстве Лорда Волдеморта.
Между тем, борьба за первое место при Повелителе не прекращается. Убив Дамблдора, Снейп оказался ближе всех к хозяину, но Яксли не намерен сдаваться. В Министерстве он добился крупного успеха: начальник Департамента магического правопорядка, Пий Толстоватый, то ли им завербован, то ли (как сам Пожиратель утверждает) заимперен.
Тем не менее, к его досаде, максимальный почёт Тёмный Лорд оказывает Снейпу. Повелитель усаживает его по правую руку, отдалив Яксли. Сослуживцы подыхают от зависти, а благоволение хозяина Северусу не ограничивается только этим, в ход идёт очень тонкая лесть. У Зла длинные руки: давно уже Снейп – не тёмный маг, а когда-то изобретёнными им заклятиями (Левикорпус, Обезъяз; хорошо, что Гарри знает контрзаклятия против них!) до сих пор мучают людей. Вместе с Чарити Бербидж Северус работал много лет, а теперь ей ничем нельзя помочь! Но Снейп – сильный, он эту пытку выдержит.
На совещание Снейп пришёл не с пустыми руками, он преподносит хозяину эксклюзивные сведения о точном времени эвакуации Гарри Поттера из дома Дурслей. Момент получения информации (последняя встреча с Люпином) был вежливо показан Тёмному Лорду в ответ на его легилименцию, ровно столько, сколько тому полагалось увидеть - зачем лишний раз лгать?
Сообщение хозяином проверено и проанализировано. И должным образом оценено – новый шпион в Ордене полезен. Но картинки в голове Снейпа напоминают Тёмному Лорду о Люпине и его недавней женитьбе.
Что там Волд обещал на кладбище тем, кто не отрёкся от него и верноподданно страдал в Азкабане? «Супруги Лестрейндж… были преданы мне. Они будут вознаграждены так, как и мечтать не могли». Обещание осталось обещанием, даже хуже. Беллатрисе за прошедший год так и не удалось заслужить прощение за проявленную в Департаменте тайн инициативу. А её муж вообще прозябает где-то на задворках банды.
Под глумливый гогот Пожирателей, поздравив Беллатрису с новообретённым родственником-оборотнем, Волд поручает ей заняться оздоровлением семейного древа, отсечь ветви, угрожающие его здоровью - иными словами убить свою племянницу.
Специально для тайных поклонников Тёмных, без устали верещащих в интернете, будто их кумиры всего-то навсего изгоняли из сообщества маглорождённых (куда? И ничего себе «всего-то»), а больше, ни-ни, никого не обижали, напомним, что Нимфадора – полукровка. А оборотни, в том числе и её муж (его лояльность подтверждена не только Снейпом, но и всем сообществом оборотней) состоят на службе у Тёмного Лорда. Ну а профессор Хогвартса Чарити Бербидж была похищена и убита всего лишь за статью, противоречащую взглядам Пожирателей. Иными словами, не «всего-то маглорождённых». Не станет почтальон Печкин добрее, если получит велосипед, а бандит, дорвавшийся до власти – тем более.
Волд во всеуслышание заверяет собравшихся, что не остановится до тех пор, пока не будет выведена чистейшая раса господ: «…И в вашей семье, и во всём мире… мы обязаны уничтожать пятнающую нашу кровь заразу, пока не останутся только те, в чьих жилах течёт чистая кровь». Так и просится на язык ёрнический совет начать с самого себя! И как быть со справочкой, которую дала Гермиона, что Пожирателей смерти насчитывается больше, чем осталось действительно чистокровных волшебников? Да и не все чистокровные заделались мерзавцами, а некоторые даже борются с Волдемортом в рядах Ордена Феникса. Наверняка некоторые из присутствующих при этом обещании внутренне содрогнулись, чувствуя зыбкость своих претензий на безупречность происхождения: все знали, насколько Повелитель скор на расправу.
Вопрос об этой самой «чистоте» вообще очень скользкий. Кого следует считать чистокровными? Тех, кто уже не помнит своих предков-маглов? Большинство людей не ведут родословные, на протяжении веков этим баловалась только знать. Но ведь самым-самым чистокровным тоже досталось, и Беллатрисе, и Малфоям. Особенно Люциусу, что такое волшебник без волшебной палочки? Это некое существо беспомощнее магла! У кого вообще был шанс уцелеть в случае осуществления «великих» идей Лорда Волдеморта?
Обдумав сведения, полученные от разведки и экипировавшись должным образом (заменив свою палочку палочкой Люциуса, дабы избежать неприятностей типа случившихся при возрождении на кладбище), Тёмный Лорд намерен лично руководить поимкой Гарри Поттера. Министерские агенты должны при помощи бюрократических приёмов максимально ограничить возможности по его перевозке. Как только мальчишка покинет дом Дурслей – тут и навалятся Пожиратели! Даже если охранять Поттера явится весь Орден, Волдеморта это не остановит.
* * *
Пока Волд готовился к решающим действиям по захвату власти и примерял венец Самого-Великого-Мага-Всех-Времён, в Косом переулке вор и мелкий жулик Наземникус Флетчер разложил на грязной мостовой краденые вещички, в том числе и медальон, позаимствованный из дома Сириуса Блэка. За огрызок души Тёмного Лорда он не получил даже ломаного гроша, добычу пришлось уступить хищнице покруче него. Министерская дама неспроста приглядела себе сувенирчик: крысы бежали с тонущего корабля в расчёте запрыгнуть на корабль победителей. Для этого Долорес Амбридж и пригодится старинный золотой медальон – подтвердить несуществующую родословную, доказательство, что она «своя»: «Семейная ценность. Собственно, чистокровных семей, с которыми я не состою в родстве, не так уж много», - будет утверждать она. Хотя знанием геральдики жаба похвастаться не могла: слизеринскую «S» она приняла за герб рода Сельвинов.
Смутные нынче времена, можно лишиться не только должности, но и головы. По всему Министерству отчётливо слышался скрип мозгов: немалое число чиновников прокручивало все «за» и «против», прикидывая, как бы не просчитаться. Не выгоднее ли, пока не поздно, переметнуться на другую сторону?
Стоял такой вопрос и перед главой Департамента магического правопорядка. Мог ли Пий Толстоватый забыть о трагической гибели своей предшественницы, Амелии Боунс? Что касается Яксли, тот явно был заинтересован преувеличить собственную заслугу по части его околдовывания. Империус ли был наложен на высокопоставленного чиновника или с ним договорились полюбовно, но Волдеморт напрасно опасался, что Толстоватого разоблачат. Хотя, по логике вещей, всех сотрудников Министерства должны были бы регулярно проверять, ещё в Первую войну с Империусом было много проблем! Но ни разведки, ни нормальной контрразведки у министра нет. А бывалый мракоборец Долиш откровенничает с посторонними по поводу планов начальства. Трудно поверить, будто он не знает службы. Фениксовцы использовали разговорчивого спецназовца в информационной войне, организовав утечку информации в своих интересах. Уж они-то в курсе, что Толстоватый переметнулся к Волду, у них разведка на высоте.
То, что министр приходит на работу небритый и часами сидит запершись в кабинете, неведомо чем занимаясь, не способствует поднятию духа у его подчиненных, в решающий момент они остались без руководителя. Шпионы Волдеморта беспрепятственно шастают по Министерству, безнаказанно вербуя чиновников. Растёт число поражённых Империусом служащих.
Министерство проигрывает одну позицию за другой, заботясь больше о том, чтобы общественность не узнала, как скверно обстоят дела. А Скримджер тратит время на попытки расшифровать тайный смысл, вложенный Дамблдором в своё завещание. Поттеру и его друзьям завещаны три, нет, четыре странных предмета: использованный снитч, занятный магический приборчик делюминатор, старинная книжка детских сказок и меч Гриффиндора… В принципе, министр прав, все они имеют прямое отношение к победе Он-Знает-над-Кем, но это понимание ни йоту не оправдывает его бездействия. На что он надеялся-то? «Крибле-крабле-бумс!» - и произойдёт чудо? Да нет, не произойдёт.
* * *
Крохотная заметочка в «Пророке» известила об отставке профессора Чарити Бербидж, преподававшей в Хогвартсе магловедение. Родственники и друзья не сомневались, что её похитили Пожиратели смерти, разозлённые недавней статьёй, женщина бесследно исчезла. О новом массовом побеге Пожирателей из Азкабана газета вообще не обмолвилась ни словом. Тучи сгущались, но свободная демократическая пресса вместо того, чтобы бить в набат, предпочитала заниматься более безопасным делом: широко рекламировалось очередное произведение Риты Скитер. Она уже успела состряпать грязный пасквиль об умершем директоре Хогвартса. Пусть весь мир летит в пропасть, разве можно упустить случай покопаться в чужом белье? В очередь к ней с «разоблачениями» выстроилось множество завистливых ничтожеств, обрадовавшихся случаю быть упомянутыми на страницах книги. Благо, теперь можно тявкать что угодно, мертвые за себя заступиться не могут. Но главная её добыча – украденные у древней старухи, Батильды Бэгшот, письма столетней давности, это придаст её измышлениям видимость доказательности. В результате ударной работы на свет появилась книжонка аж в 900 страниц объёмом.
Вечный вопрос, что такое свобода прессы, вновь всплывает во всей своей красе. Свободна пресса или нет, если то, о чём печатать решают власти и хозяева изданий? Нельзя сообщать гражданам, как плохо обстоят дела в сообществе, это не в интересах правительства. Но можно тиражировать фантазии журналистки о тех, кто насолил власти или не представляет для неё интереса. И должно, потому как это принесёт доход автору и издателям книги. Большой доход, а посему не важно, правду Скитер написала, полуправду или клевету.
Статью Элфиаса Дожа о Дамблдоре в «Пророке» тоже честно напечатали, но могла ли она повысить спрос на газету? А вот узнать сокровенные тайны известного человека очень соблазнительно, читать разрекламированный опус будет всё сообщество. Недаром у нас, маглов, чуть ли не половина книг подаётся издательствами под названием «Неизвестный Х» или «Иной Х», иногда даже против желания автора. Зачастую покупатель не знал об этом Х вообще ничего, но, прочитав книгу, считает себя приобщившимся к тайнам, доселе никому неизвестным. А сколько во всём этом правды?
Нам, так же как и Гарри, нужна истина, но её не найдёшь в книге Скитер. Право судить людей надо заслужить, а Рита не судит, она клеймит. Как защиту от неё пока можно выдвинуть лишь то, что единственный известный нам хороший поступок (интервью с Гарри Поттером о возрождении Волдеморта на кладбище) её заставили совершить силой, против её желания. А стремление везде и всюду усматривать низкие поступки – это в первую очередь характеризует самого автора.
Как все люди, Дамблдор в юности искал свой путь, бывало, ошибался, но он выбрал Добро и всю жизнь служил ему. Толкуя его жизнь сугубо в отрицательную сторону, Скитер обеднила книгу. Ей недоступны перипетии, которые постепенно поняли мы.
* * *
Недобрым словом поминали Скитер многие волшебники, и, в первую очередь, члены Ордена. В дни, когда решалась судьба сообщества, её книжонка была сродни удару из-за угла.
Собирая «шокирующую правду», журналистка не раскопала такое мерзкое деяние Дамблдора, как то, что он обеспечил Гарри Поттеру возможность дожить до совершеннолетия. Но теперь действие сложных чар заканчивалось. Основные страсти в конце июля разгорелись вокруг эвакуации Гарри. Ордену надо вывести юношу из дома Дурслей и защитить его родственников. У Волда же появилась надежда перехватить Поттера по пути. Собственно, подготовку к этому мероприятию вело также и Министерство, но Скримджера уже выдавили на политическую обочину, основные события в сообществе всё больше шли вне его контроля.
продолжение здесь: О Гарри Поттере и Дарах Смерти. часть 7/2
Анализ политической ситуации в волшебном сообществе был проведён при разборе «Принца-полукровки», это здесь: Почему Министерство проигрывало войну с Волдемортом?
начало разбора седьмой книги: О чём умолчали шестая и седьмая книги
а самое начало разбора здесь: История Принца