Какую технику рисунка предпочитал Толкин? Что общего между Экзюпери и Пушкиным? Какой дикий зверь пользовался особой любовью Сетон-Томпсона? Ну и наконец, как изобразить толстую кишку, чтобы никого не обидеть? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье, посвященной писателям-многостаночникам: сами пишут — сами иллюстрируют.
Уильям Теккерей
Исходно журналист и иллюстратор, Уильям о писательстве не помышлял. Но его будущий конкурент на британском писательском олимпе Чарльз Диккенс отверг кандидатуру Теккерея в качестве иллюстратора к «Запискам Пиквикского клуба». Этим он изрядно уязвил его тщеславие и своими руками создал себе соперника, толкнув парня на тернистую дорожку писательства.
Позже автор «Ярмарки тщеславия» не раз признавался: «Ведь я хотел быть художником или рисовальщиком. Таковы были мои первые честолюбивые замыслы». «Всю свою жизнь он предпочитал перу рисовальный карандаш», — вторит биограф Льюис Мелвилл.
Итак, став вместо большого художника большим писателем, Теккерей продолжил иллюстраторствовать. У романа «Ярмарка тщеславия» в первом издании, вышедшем с иллюстрациями Теккерея, был программный подзаголовок: «Очерки английского общества пером и карандашом». Сейчас на титуле помещают другой подзаголовок — «Роман без героя», потому что в книгу обычно не включают оригинальные иллюстрации Теккерея.
Писатель многие годы сотрудничал как иллюстратор с еженедельным юмористическим журналом «Панч» (это примерно как советский «Крокодил»), который напечатал около четырехсот рисунков писателя.
К слову, именно «Панч» первым запустил термин cartoon (с англ. «карикатура»). А потом с легкой руки «па́нчей» так же стали называть и мультики.
Иллюстрации Теккерея к собственным книгам были не просто комментариями к романам. Рисунки частенько опережали создание текста и таким манером предопределяли ход повествования.
Текст и рисунок у автора сливаются в композиционное целое. А предварительными иллюстрациями Теккерей-художник помогал Теккерею-писателю создавать текст уже «увиденных» эпизодов.
Все рисунки, сепии, иллюстрации, карикатуры писателя-художника впоследствии были изданы отдельной книгой, названной «Теккериана».
Джон Рональд Руэл Толкин
Ну вот кому, как не автору вселенной Арды, явить миру карты и ландшафты существующего только в его воображении мира Средиземья?
Отец высокого фэнтези подошел к художеству, как и ко всему, что он делал, по-перфекционистски. Людей он рисовал мало, конек Толкина — это ландшафты и сооружения. Кроме того, создатель «Властелина колец» очень недурно владел искусством каллиграфии.
Первые иллюстрации Толкин начал рисовать сразу, как взялся за писательство. Предпочитал графику, чаще всего по бумаге водил обычным карандашом или использовал чернила.
К слову, позже некоторые издательства целенаправленно занимались перерисовкой черно-белых автоиллюстраций Толкина в цветные. Работы художника Гарольда Эрика Риддетта оказались ближе всего к оригиналу, если не брать в расчет мелкие детали.
По задумке создателя, «Хоббиту» по штату полагалось иметь пять карт. Из-за нехватки времени перед изданием книги в 1936 году автор привлек к картографическим работам сына Кристофера. На всякий случай Толкин отправил в издательство и свои иллюстрации.
Издателям рисунки понравились, но в ту эпоху (страна оправлялась от войны) приходилось экономить на всем. Оптимизация расходов коснулась иллюстраций. В итоге в первое издание «Хоббита» были включены лишь две карты из пяти и два авторских рисунка: «Лихолесье» и на развороте — «Холм: Хоббитон через Реку».
С «Властелином колец» тоже нехорошо получилось. С бумагой в Великобритании тех лет была напряженка. Первое издание трилогии вышло со значительно урезанным количеством иллюстраций автора, издатели с большим скрипом согласились хотя бы не сокращать текст.
Автоиллюстрации Толкина декоративны и чем-то напоминают наивное искусство. Но сам писатель никогда и не объявлял себя профессиональным художником, поэтому не станем относить его к какому бы то ни было направлению живописи.
Наиболее известными остаются иллюстрации Толкина к «Хоббиту». Рисунки писателя долго покоились в архивах Бодлианской библиотеки, их обнародовали только при праздновании 75-летнего юбилея Толкина (1967 год).
Эрнест Сетон-Томпсон
Канадско-американский писатель, естествоиспытатель и основатель скаутского движения в Северной Америке получил профессиональное художественное образование. Он осваивал живопись в Торонтском колледже искусств, изучал изобразительное искусство в Париже и Лондоне. Не удивительно, что такой человек сам иллюстрировал свои книги.
Послужной список Сетон-Томпсона впечатляет: он делал иллюстрации для американских энциклопедий и словарей по зоологии; его картину «Спящий волк» восторженно приняли на парижской выставке; он выполнял персональный заказ на портрет волка-вожака от самого́ президента Рузвельта; первая же художественная книга «Дикие животные, которых я знал» после выхода в свет стала бестселлером.
Особую слабость писатель-натуралист питал к волкам. Жюри парижского Салона даже посчитало, что художник больше симпатизирует волку, чем человеку (картина «Напрасное ожидание»). Но позже руководитель канадской секции выставки заступился за Сетон-Томпсона:
«У нас, к сожалению, достаточно набрано слащавой, маловыразительной мазни, и мне лично хотелось бы видеть смелую, мужественную манеру письма – вот такую, как в картине «Напрасное ожидание».
Любимец писателя Лобо (из одноименного рассказа) стал и героем картины. Это вам не мультяшная зверушка, а портрет истинного обитателя дикой природы, за голову которого назначена награда.
Персонажи Сетон-Томпсона мыслят и действуют именно как дикие животные. Писатель очень не любил моду на антропоморфизацию (и романтизацию) зверей в духе Киплинга.
Антуан де Сент-Экзюпери
Рисунки автора стали неотъемлемой частью сказочной повести о наивном мальчике, прибывшем на Землю с крошечного астероида Б-612. Попытки других художников иллюстрировать «Маленького принца» наталкиваются на непрекращающиеся жаркие дискуссии о допустимости альтернативного взгляда именно на эту книгу.
«С иллюстрациями Экзюпери книга имеет достаточно камерное звучание. Они милые, безрукие, наивные, добрые, но использовать только их — значит закрыть калитку к этой замечательной сказке». (Владислав Ерко, иллюстратор повести «Маленький принц»)
Экзюпери, как Пушкин и многие другие рисующие авторы, любил набрасывать скетчи (быстрые зарисовки от руки, эскизы) на полях своих рукописей и в письмах. Такие недорисовочки явно помогали ему понять и передать самое главное, «чего глазами не увидишь», или наоборот – чего не передашь словами. По такому же принципу чередование текста и рисунка встроены и иллюстрации на страницах «Маленького принца».
Интересный факт: Бернар Ламотт, художник и друг Экзюпери, рассматривая рисунок с баобабами, заметил, что одно из деревьев неплохо было бы подвинуть. Автор сильно обиделся и признался, что трудился всю ночь, «этот рисунок — чудо, а к чуду нечего прикасаться!» Так и стоят эти сорняки-баобабы с тех пор неподвинутые.
Образ Маленького принца нарисовался из многочисленных человечков (есть даже вариант с крылышками), разбросанных по черновикам и разнообразным листочкам писателя. Лисичка-фенек впервые появилась в письме Экзюпери сестре Габриэль:
«Я воспитываю пустынную лисичку фенека, или лисицу-одиночку. Она меньше кошки, с невероятно большими ушами. Она очаровательна (рисунок). К сожалению, она дикая, как и положено быть хищнику, и рычит как лев».
Иллюстрации Экзюпери — это всего лишь наброски, напоминающие порой детские рисунки, но ведь этим они и привлекательны.
Кэрол Доннер
Американка Кэрол Доннер не просто художник, но и медицинский иллюстратор со стажем более 30 лет. И она написала определенно лучшую детскую книгу для будущих биологов и врачей.
Разъяснительной работой здесь занимается не только автор-художник, но и сопровождающая близнецов Макса и Молли капелька физраствора по имени Вольняшка, а также встреченные по дороге персонажи-клетки.
Глазами героев-детей (глаза рыжего кота Бакстера в расчет не берем, он неразговорчив) читатели видят сложное устройство и взаимосвязи внутри нашего тела.
Получилось что-то вроде красочного учебника, отлично адаптированного под детское восприятие. А главное — снабженного увлекательной сказкой о том, как дети попали внутрь волшебного анатомического атласа и благополучно выбрались из него назад на бабушкин чердак.
Спасибо, что добрались до этого места. Если чтение вам понравилось или показалось полезным, то ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Это поможет алгоритмам Яндекса показывать вам больше материалов на близкие темы.