Раки-отшельники – с актинией на раковине – знакомы всем со школьных лет. Как популярный пример симбиоза. При этом причины побудившие раков отшельничать в раковинах, к сожалению, не раскрываются. Отмечается только, что рак прячет в скорлупе моллюска свое лишённое панциря брюшко. Без раковины же он – очень уязвим. Бедняга.
...И сразу нужно отметить, что раки-отшельники в сочувствии не нуждаются. Это молодая в эволюционном отношении, но процветающая группа в ранге надсемейства. Красноречивее всего о процветании раков-отшельников свидетельствуют их знаменитые потомки – камчатские крабы и пальмовые воры. То что те и другие раковин не носят (пальмовый вор – отказывается от неё только взрослым и сухопутным) – отдельный вопрос.
Тут всё просто. Славой пользуются большие. В натуральном же виде раки-отшельники сильно вырасти не могут. Раковины крупных брюхоногих встречаются недостаточно часто.
...Что же касается причин успеха, – прежде следует задуматься, действительно ли рак-отшельник без раковины уязвим? Брюшко не прикрыто панцирем, но разве этот панцирь остановит кого-то из врагов? Не остановит. Без раковины уязвимым – точно в такой же мере, как любое другое членистоногое сходного размера на морском дне, – рак-отшельник становится целиком.
Но часто ли он бегает без раковины?.. Только в случае, если раковину у него отнимет более сильный представитель вида. Так что, новый, более просторный домик перед линькой рак находит заранее и линяет уже в нём. Прочим ракообразным приходится линять в естественных убежищах.
Рак отшельник, именно, куда менее уязвим по сравнению с обычным мелким ракообразным, использующим убежища стационарные. Тем-то приходится покидать их, чтобы питаться. Рак отшельник менее подвижен, – может прочесать в поисках падали и червей меньшую площадь, – но решительно выигрывает в защищённости.
Причём, бесплатно. Копить кальций для создания неугрызного панциря, как моллюскам, ему не нужно.