Всё чаще педагоги пишут про опущенное положение гортани и ещё утверждают, что мол это неприемлемо и т.д. Давайте разберемся с этим аспектом.
Условно у человека существует три положения гортани: низкое при зевке, среднее (примарное) при разговоре и высокое при глотке.
При движении мелодии вверх гортань поднимается вверх, при движении мелодии вниз гортань стремится вниз. Горловое пение (каргыа) поётся на низкой гортани (хотя можно этот прием применить и для более высокой тесситуры).
У каждого человека существует 5 базовых установок гортани и голосовых складок: примарное натяжение голосовых складок, толщина голосовых складок, длинна голосовых складок и примарное положение гортани во время разговора. Вот эти базовые установки у некоторых одаренных людей совпадают с вокальными установками. То есть когда они начинают вокализировать, то ничего у них в гортани фактически не меняется и у
этих певцов голос очень быстро разрабатывается, они поют фактически без переходных нот, вокализировать им очень удобно и комфортно (определить это можно только на рентгенокинематографии). Но при этом держим в уме то, что положение гортани будет меняться в зависимости от движения мелодии и определенного приема пения. У мужчин это более выражено, у женщин менее. Высота тона регулируется натяжением голосовых складок, чем они сильнее натянуты, тем выше напряжение в них и соответственно выше тон. За натяжение ИГС отвечают левая и правая перстне-щитовидные мышцы (пресловутый наклон щитовидного хряща). Именно они сильнее всего напрягаются у вокалистов и зачастую, когда певец поёт в несвойственной ему тесситуре.
Противоположными им мышцами являются правая и левая грудинно-щитовидные мышцы. Они наоборот опускают гортань, понижая тон голоса и уменьшая напряжение в ИГС. Тренировка этих мышц способствует стабилизации гортани и удержанию её в определенном положении.
Помимо этого у гортани есть ещё внешние мышцы, которые изучены в меньшей степени чем внутренние. Они тоже участвуют в её работе, меняя её положение, определяя уровень её стабилизации.
Как использовать эти знания в педагогике. Вокальному педагогу необходимо «слышать» (именно слышать и чувствовать) мышечный спазм ученика и не допускать его развитие. Чрезмерное напряжение мышц гортани усиливают его, что приводит к нарушениям вокальной функции и иногда к травмам голосового аппарата. Александра Письменная услышала по звучанию голоса онкологию первой степени щитовидной железы у своего ученика, чем спасла ему жизнь.
Чрезмерное опускание или задирание гортани вредно. Но главное тут понимать относительно чего она опускается и поднимается. Нельзя сказать прыгни выше, если не указать прыгающему человеку высоту препятствия.
Вы должны развивать вокальный слух. Вы должны научиться чувствовать и понимать эти положения. Этот процесс называется синергией. Когда голос ученика и голос педагога проживают одни и те же ощущения.
Вспомним спорт, если все мышцы находятся в нужном положении, то и вес взять гораздо проще, так как одна мышца усиливает действие другой мышцы. То же самое происходит и с голосовым аппаратом.
И последнее, мы не любим обобщение, но вот совет, почти все басы и баритоны опускают гортань, почти все сопрано её поднимают. У меццо-сопрано и теноров иногда положение гортани не меняется относительно спокойного.
Свобода и воля рекомендует опускать гортань, в комфортное, среднее, стабилизирующее положение и да, чаще всего это происходит на высоких нотах, так как перстне-щитовидные мышцы напрягаются в этом положении очень сильно, а мысленное опускание гортани способствует снятию этого мышечного спазма. Эта распространенная ситуация происходит при пении мелодического хода вверх, так как гортань у любого человека стремится вверх, а при пении хода вниз, стремится вниз до критических значений и это отдельная тема, которой уделяется ещё меньше внимания, об этом поговорим в следующих статьях. Гортань не всегда нужно опускать, ей нужно правильно управлять, чтобы она находилась в комфортном, стабилизационном состоянии.
Поэтому когда вы слышите или читаете про опущенное положение гортани. Знайте, что такого положения не существует. Опускание и поднимание гортани - это действие и происходит оно постоянно, каждую фразу песни, каждый ход мелодии. Можно подняться или опуститься куда-то, относительного чего-то. Поэтому в следующий раз спросите у человека, который это говорит, относительно чего мы опускаем или поднимаем гортань, а ещё лучше уточните, про какую песню и про какой конкретный момент (тесситуру и голос) в песни идет речь. Или попросите аудио запись примера.
А то так это всего лишь пустой треп и хайпожерство на модной терминологии.
С уважением, «Свобода и воля».