Своевременность есть соответствие конкретных действий людей в конкретном месте естественному порядку вещей и событий.
Так, в природе средней полосы России сеять зерно в снег зимой будет не своевременно. То же касается и общества: политический маневр или удар реформ только тогда достигнут цели, когда будут своевременными.
Стратегическое управление сознанием масс без осознания «приливов и отливов» настроений ума и сердца народа невозможно.
Определить своевременность или несвоевременность действий можно, лишь признав цикличность времен (прецессию) и ритмичность сроков (нутацию). Только тогда придет осознание того, что исторические факты на витках развития различаются, тогда как исторические смыслы повторяются.
То есть пророчества устанавливают смыслы, а не факты грядущего.
В сознании по-европейски образованных людей естественное чувство месячных циклов у женщин и солнечных ритмов активности у мужчин в середине эпохи Рыб было исподволь заменено на рациональную длительность (Ньютон) и стреловидный прогресс.
В 1582 году Папа Римский Григорий XIII ввел современный григорианский календарь с линейкой лет до и после Рождества Христова, заменивший староевропейское летоисчисление одновременно тремя кругами: Солнца (28 лет), Луны (19 лет) и звезд индикта (15 лет).
Под прикрытием научной точности идея троичных циклов с началом и концом витков перемен исторического поля была подменена на мнимую линейную длительность мира сего, скрывающуюся в вечности устойчивого развития.
Так смысл первопричины и конечной цели истории был искусно замаскирован.
В ХХ же веке астрономическое время таких космических величин, как год, месяц, день и час, вообще было научно переведено в «атомный» эталон частоты такта колебаний редкоземельного изотопа цезия-133.
Так в 1964 году натуральная асимметрия несовпадающих длительностей астрономических циклов небесного круга, упирающегося в иррациональное и бесконечное число π, была научно приземлена и сведена к кратной симметрии биений ритма.
Однако за «великой китайской стеной» безбуквенной иероглифической письменности, в уникальной культуре символов и образов никогда и никуда не разбредавшегося народа поднебесного Срединного государства, где глаза открыли число совсем не так, как у греков, индусов, арабов, персов или евреев, сохранились:
а) не требующий перевода и потому как первоисточник оставшийся неискаженным штрихкод перемен с зеркальными симметриями (эволюциями) и инверсиями (революциями) четов и нечетов числа;
б) циклический 60-летний календарь инь-ян ли со счислением дат не по прямой, а по винтовой линии направо ступенчато сверху вниз;
в) идея управления людьми своевременно (уместно) возникающим, набирающим силу, перерождающимся или вырождающимся социальным явлением.
И это наследие теории перемен дает уму тонкий инструмент разведки перспектив прошлого, судьбы настоящего и истории будущего.
(продолжение следует)