Эммануэль Макрон и Урсула фон дер Ляйен обратились к Си Цзиньпину с петицией по Украине и другим некоторым вопросам. Длинный список европейских лидеров, посетивших Пекин после того, как канцлер Германии Олаф Шольц опередил остальных в этой гонке, посетив Китай в ноябре прошлого года, был назван китайскими СМИ паломниками, направляющимися к самой быстрорастущей и крупнейшей экономике мира.
Возникает вопрос, является ли это достаточной причиной для того, чтобы европейские лидеры отказались от довольно враждебной позиции во время их последнего «высокоэкономического диалога» с лидером Китая Си Цзиньпином, и довольно резкой онлайн-встречи, которая состоялась в апреле 2022 года, через несколько недель после начала конфликта на Украине. Этот диалог, названный Жозепом Боррелем, верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности, «диалогом глухих», закончился довольно внезапно, поскольку европейские лидеры почувствовали, что Китай не желает сотрудничать с тем, чтобы оказывать давление на Россию.
Со стороны Китая считалось, что ЕС слишком активно поддерживает усилия США по сдерживанию Китая. Что еще хуже, в начале 2021 года ЕС и Китай ввели целенаправленные санкции против официальных лиц, связанных с Синьцзяном, и членов Европейского парламента (депутатов Европарламента) и европейских аналитических центров соответственно. Вопрос в том, что изменилось за последние несколько месяцев, чтобы объяснить большую заинтересованность европейских лидеров в возвращении к более конструктивному диалогу с Китаем.
Визит канцлера Шольца, вероятно, подвергся наибольшей критике не только потому, что он был первым после саммита «диалога глухих», но и из-за скорее коммерческой цели его визита, когда канцлера сопровождала большая делегация немецких фирм. Президент Франции Эммануэль Макрон, видимо, был также заинтересован в визите.
С тех пор несколько европейских лидеров, а также президент Европейского совета Шарль Мишель побывали в Пекине без какой-либо явной выгоды от таких визитов, во всяком случае, не с точки зрения позиции Китая в отношении войны на Украине или крупных достижений в плане экономического сотрудничества. Но надежды, похоже, возлагались на нынешний визит Макрона и президента Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен в Пекин, учитывая их общий вес в европейских делах.
Интересно, однако, что их повестка дня могла не полностью совпадать до встречи, судя по довольно воинственной речи фон дер Ляйен на прошлой неделе, в которой основное внимание уделялось снижению рисков со стороны Китая, по сравнению с акцентом Макрона на «зеркальном риске», с косвенным намеком на технологическое сдерживание Китая США. В том же духе, хотя и фон дер Ляйен, и Макрон надеялись повлиять на мысли Си о войне на Украине, мало что известно о том, что именно два лидера будут просить Китай сделать. Весьма вероятно, что обоим лидерам придется донести до Си довольно негативную позицию ЕС в отношении его мирного предложения, что не предвещает каких-либо существенных результатов в этом важном для Европы вопросе.
Без каких-либо хороших новостей по Украине возникает вопрос, что может сделать этот официальный визит успешным с европейской точки зрения. Второй важной темой для обсуждения с европейской точки зрения является устойчивость цепочек поставок, связанных с «зеленой» энергией, в контексте растущих слухов о потенциальных экспортных лицензиях, вводимых Китаем, который экспортирует более 90% электрических батарей, ЕС нуждается примерно в 90% солнечных панелей и 60% ветряных батарей.
В то время как Европейская комиссия лихорадочно принимает законы, чтобы снизить риск чрезмерной зависимости от Китая в переходе на «зеленую» энергию, кажется очевидным, что ЕС нуждается в том, чтобы Китай продолжал экспортировать аккумуляторы, солнечные панели и ветряные турбины, в то время как Европа пытается диверсифицироваться от Китая. В то же время представляется маловероятным, что Китай не предпримет никаких действий в ответ на действия ЕС, и особенно Нидерландов, вслед за США с их экспортным контролем в цепочке поставок полупроводников. На самом деле, наиболее очевидным ответом Китая было бы введение собственного экспортного контроля, чтобы ограничить стабильный поток критически важных материалов для «зеленого» перехода Европы. К разочарованию Европы, Китай уже начал выдавать такие экспортные лицензии.
Второй, запрос со стороны Китая будет заключаться в том, чтобы Европейский Союз ратифицировал застопорившееся Всеобъемлющее соглашение об инвестициях (CAI), которое ЕС и Китай достигли в конце 2020 года, и чья ратификация Европейским парламентом была заморожена после санкций Китая против депутатов. Тот факт, что премьер-министр Испании Педро Санчес, который вскоре станет президентом ЕС на вторую половину 2023 года, только что посетил Пекин, по-видимому, указывает на то, что ратификация CAI будет занимать важное место в повестке дня ЕС по просьбе Китая.
В общем, после стольких паломничеств европейских лидеров в Китай остается вопрос, что Европа должна получить. Похоже, что Макрон и фон дер Ляйен также уедут без хороших новостей об Украине и без гарантий того, что снижение рисков — или их отсутствие — может быть осуществлено без серьезных опасений по поводу энергетического перехода.
Алисия ГАРСИЯ ЭРРЕРО