Почему-то первым фантастическим кроссовером (сейчас речь не об автомобилях, а о произведениях, в которых сосуществуют персонажи из разных художественных миров) в кино считают американский ужастик «Франкенштейн встречает человека-волка» (1943 год). Но за пять лет до этого наш выдающийся сказочник Александр Роу снял свою дебютную ленту “По щучьему веленью”.
И тут объединились два знаменитых персонажа русского (а также украинского и белорусского - каждая сказка известна в нескольких десятках вариантов) фольклора: Емеля и царевна Несмеяна. Идея принадлежит драматургу Елизавете Тараховской. Там еще и от других сказок понемногу намешано. Пьеса была написана в 1936 году, а через два года сразу появились фильм Роу и кукольный спектакль Сергея Образцова. Я посмотрел обе одноименные экранизации.
Между ними есть различия. Правда, спектакль ставили много раз. Очень много. Он шел несколько десятилетий. Так что его могли редактировать. Возможно, версия 1938 года чем-то отличалась от той, что записали в 1984. Все же у Образцова более традиционный Емеля - лентяй, ухвативший удачу за щучий хвост. И никакой политики.
Какая может быть политика в сказках? Ну, надо же попенять проклятому царизму. Так, мать Емели, видимо, страдая провалом в памяти, просит съездить его по делам, а он напоминает ей, что лошаденку-то царь отобрал. Уж точно не намек на коллективизацию, проходившую в то же время с теми же действиями властей. Кстати, в первом же фильме Роу дал довольно крупную роль Георгию Милляру, который до этого снялся лишь в паре эпизодов. Здесь он играет царя Гороха.
В фильме Емеля любит трудиться, что сильно противоречит всему сюжету сказки. И жена ему нужна работящая. Но все эти воспитательные моменты не мешают ведрам самим идти домой, а Емеле разъезжать на печке.
С именем главного женского персонажа какой-то разнобой. В фольклорном источнике невесту дурня Емели звали Машей. Поэтому и Несмеяну тоже в какой-то момент начинают звать так же. Возможно, Несмеяна это ее прозвище. Если искать в сказках логику, то было бы странно называть ребенка именно так, еще не зная, что она вырастет угрюмой и капризной дурой с непрекращающимся ПМС. А еще Тараховская называет ее то царевной, что правильно, то царицей. Эх, 20 лет без императора, а уже такой бардак!
Про Емелю есть три мультфильма (в том числе и по пьесе Тараховской). В 1992 году вышел художественный фильм. В интернете его можно найти, но он только на немецком языке. Это была совместная картина. Сохранилась ли версия в русской озвучке, не знаю. Ну а в прошлом году начали снимать новый фильм “По щучьему велению”. Там будет несколько иной сюжет. Возлюбленную Емели будут звать Анфиса, а щука превратится в девушку Василису. Даже известно, что ее играет актриса с “рыбьей” фамилией Мила Ершова.
Читайте также: Маленькое кино с большим потенциалом из Люксембурга