Когда мой младший сын был малышом, он очень настороженно относился к незнакомым детям. Перед тем, как отвести его в детский сад в возрасте 2.10, я недолго водила его на развивашки. Не чтобы вырастить гения. Чтобы элементарно проще начал относиться к наличию чужих людей в поле досягаемости. С площадки он быстренько ретировался, едва там кто-то появлялся, кроме нас.
Ему было в детских центрах не очень. И мне казалось, что детский сад -- не его история. Что это будет место для постоянного дискомфорта. Но в сад я его повела. Хотя сначала так всё и было.
Первый год ему совершенно там не нравилось. Тем более что постоянных воспитателей вывели на самоизоляцию ввиду возраста. И приходили самые разные тёти с самым разным уровнем вовлеченности в процесс "сева" доброго и вечного. Некоторых лучше вообще не вспоминать...
Первый год в саду младший часто и долго болел. Ходили мало. Весну встретил в подготовке к операции по удалению аденоидов. Ибо лечиться иными методами было уже невозможно.
Второй год в саду сын болел уже не так долго, но ещё часто. Не оставался на сон (как и в течение первого года). Уже не шёл с утра, как на каторгу. Но восторг испытывать стал ближе ко второму полугодию. Дорос, что ли.
Сейчас заканчивается третий год в саду. Сын с радостью идёт утром к товарищам. Любит воспитателей, суп с гренками и омлет по четвергам. А ещё нырять в бассейне, ходить на музыку и рисовать. У него появились друзья. И вообще пришло понимание, что сад -- это круто. Пропускать теперь не стремится. С января он остаётся на сон. Спит не всегда. Но чувство, что он со всеми, его радует. Это не история про то, как ребёнок вертится с боку на бок и мучается. Это история про то, что человек сам решил, что оно ему надо. Собственно, мне же легче.
Теперь я забираю ребёнка не в 12.30, а не раньше 16 ч. А в последнее время он требует, чтобы я приходила за ним во время второй прогулки, то есть после 17 часов. Кто бы мог подумать... Наверное, придётся подчиниться желанию общительного парня. Хотя я не из тех мам, которые с радостью приходят к закрытию сада, не работая. Я стараюсь забирать сразу, как только освободилась.
Самое забавное, как дети из группы, едва простившись в саду, через 10 минут встречаются на детской площадке неподалёку и радостно здороваются! И потом тусят ещё сколь угодно долго. Пока уставшие родители не сжалятся над собой и не разведут по домам "энерджайзеров".
С приходом тепла появилась такая традиция: из сада выходим в 16 часов, а домой заползаем примерно в 19 ч. Обычно весёлая компашка 5-6-леток гуськом забирается на горку, скатываясь затем в разных позах; собирает мусор на площадке, чтобы выкинуть в урну; ездит наперегонки на самокатах; лезет на деревья; рисует на асфальте; готовит из палок и песка и т.д. Ничего необычного, но счастья полные штаны. На днях один паренёк с моим сыном прощался фразой: "Пока, братан!")) Это было так искренне и так мило!
Однажды мы пришли в десятом часу домой, "ненадолго выйдя" на свежий воздух в районе 7 вечера. Больше этих "ошибок" не совершаем) Ибо, в отличие от всех нас, младший в своём районе живёт с 9 месяцев. И на каждом шагу у него знакомые и товарищи. То есть, когда ни выйди, кого-то да встретит. И закрутится общение. А жалко друзей растаскивать.
Что-то мне подсказывает, что следующий год в саду будет ещё веселее. Жаль, что для сыновой группы он последний. И ещё больше жаль, что основная масса характеристик моего ребёнка говорит о том, что в школу ему через год рановато. С другой стороны, навыки коммуникации от ребёнка никуда не денутся. Наоборот станут только лучше. Удивительное дело, как может сильно измениться один ребёнок: от полной интровертности в раннем возрасте до "своего парня" и "братана", находящего общий язык и мо знакомыми, и с незнакомыми.
Был на днях интересный случай на площадке. Показательный. После занятий у логопеда зашли в сквер, где моего открытого к диалогу парня сразу взял в оборот мальчик постарше. Я вообще никогда не делю детей по сортам: ни по национальностям, ни по внешнему виду, ни по чём ещё. Дети и есть дети. Мой сын дружит со всеми, умея найти подход, и это классно. Но тут меня насторожило, что гуляет парень в футболке, сопли висят до подбородка, грязными руками катает жвачку и тут же в рот суёт. Непривычненько для наших мест. Ладно, это дело его семьи, не моё. Тем более что парень сказал, что "уже большой, в 1 классе учится" и может гулять один, пока мама дома с другими детьми. Не пропадёт, значит.
Когда этот парень настойчиво начал предлагать (с хватанием за руку и т.п.) моему сыну всякий неоправданный экстрим (лезть куда не нужно, прыгать с высоты), я впервые в жизни младшего вмешалась в общение. Отвела своего в сторонку и спокойно, тихонько объяснила, что забавы у мальчика опасные, что ведёт он себя не очень правильно. Потому давай найдём другое развлечение себе и другую компанию. Сын со мной согласился. Хитро так и с облегчением срулил в сторону других элементов площадки и начал играть с мальчиком более привычного для себя типа.
Мне этот момент показался важным. И вот почему. Ребёнок не беспрекословно послушался, не вникая. Чего-чего, а спорить и отстаивать позицию он у нас ещё как умеет! Он понял, что компания неподходящая, а мой совет укрепил его в том, что уходить оттуда, где не нравится, можно и нужно. Не всегда это проявление невежливости. Нужно слушать себя, понимать, где дискомфортно, и уходить оттуда. Не, ну, можно, конечно весь мир попытаться под себя прогнуть, и того паренька манерам терпеливо обучать. Только для чего?
Мне очень нравится кинологический принцип, применимый и к миру людей: если ваша собака самая умная и на поводке, стремитесь избежать столкновения, если на вас бежит собака, в уме и подготовке которой вы не уверены. Уходите.
Собаки для меня -- одни из прекраснейших существ. Потому в моей картине мира принцип вышеуказанный никак не оскорбляет людей при попытке провести аналогию. Если кто-то оскорбился, это ваше, не моё.
В общем, несколько лет я приучала сына к общению с разными детьми. Теперь задача усложняется: научить выбирать компанию и не следовать за теми, кто ничему хорошему не научит.