Найти тему
Виктор Дегтярев

"СКИФСКАЯ СЮИТА" /Юрий Валов/ часть 1

Оглавление

Если кто-то смог, значит, и мы сможем
   (мы так считали тогда...)

ПРЕДЫСТОРИЯ

СКИФЫ, 1968 год. Сергей Дюжиков, Виктор Дегтярев, Юрий Валов
СКИФЫ, 1968 год. Сергей Дюжиков, Виктор Дегтярев, Юрий Валов

Летние каникулы 1967 года группа "РЕБЯТА" проводила в студенческом лагере МГУ, в Джемете, я был у них гитаристом, но, заболев, раньше времени вернулся в Москву. Моя желтуха, как следствие чрезмерного употребления местного рислинга, в который для усиления эффекта торговцы добавляли не то карбид, не то табак, после двух недель, проведенных в московской больнице, стала приходить в норму. На дворе стояло бабье лето, а мне было 19 лет. Я сидел дома, бренчал на гитаре и акынил, чего-то сочиняя. Раздался звонок, звонил знакомый, который сказал, что Сергей Дюжиков хотел бы со мной встретиться и поговорить по поводу возможного сотрудничества.

Надо сказать, что группа "РЕБЯТА" к этому времени уже была системой непрочной, да и мне, честно говоря, хотелось чего-то пожестче, погитарнее и пофирменнее. Таким образом, звонок был очень кстати.

О Дюжикове первый раз я услышал летом 1966 года и от того же знакомого, в шоке и с восхищением рассказывавшего о своих впечатлениях от услышанной им игры Серёги Дюжикова, приехавшего из Измаила поступать на филфак МГУ. К моменту же звонка по поводу возможного сотрудничества у нас с Дюжиковым было шапочное знакомство, пару раз мы бывали друг у друга на репетициях, и еще раза два  я ходил на выступления первого варианта СКИФОВ. Неизгладимое впечатление на меня произвел тогда и запомнился мне только Дюжиков, вся остальная компания на фоне его продвинутости выглядела весьма невнятно и являлась довольно посредственной оправой ему.

Первый вариант СКИФОВ, который существовал в1966 году, распался или явно не устраивал Дюжикова. Кроме него и Юры Малкова туда входили Сапожников, Сальников и иногда к ним примыкал Саша Градский.

НАЧАЛО

Сергей Дюжиков 1966
Сергей Дюжиков 1966

Как сейчас помню, встретились мы с Серегой 20 сентября 1967 года. Это было где-то в центре, в кафе, и прямолинейный Серега "белую кашу по чистому столу размазывать не стал" и сразу сказал: "Ну чего, давай гитарную группу делать будем". Он добавил, что с ним в команде Юра Малков, немного игравший на барабанах, но в основном звукооператор и человек, который может все найти и все устроить и организовать. У Малкова был усилитель УМ-50 или два, барабаны, микрофоны со стойками, в общем, все, что требуется для выступлений, а также место для репетиций в общаге МГУ. Итак, мы начинали новую группу.

Серега спросил, есть ли у меня на примете клевые басист и барабанщик, - у меня не было, тогда он сказал, что завтра встречается с супер-басистом. Супер-басистом оказался Витя Дегтярев, и Витя же привел к нам Славу Донцова, барабанщика. Все складывалось одно к одному, и уже через несколько дней мы начали репетировать.

Честно говоря, мы сами обалдели от того, как у нас зазвучало, - так в то время ни у кого не звучало, мы звучали как нечто с тех желанных и загадочных пластинок, как "фирма", и глаза у всех загорелись, и планов громадье...

Вот так мы и собрались, группа хипарей, единомышленников, друзей и и собутыльников.

Юрий Валов 1966
Юрий Валов 1966

Насколько я помню, проблема с названием группы решилась быстро, сначала никому ничего клевого на ум не приходило, потом, как всегда, начались приколы типа "Сперматозавры" и "В когтях змеи", тогда практичный Малков сказал: "Да ладно вам, есть уже "СКИФЫ", так и надо продолжать под этим названием", - и все согласились. Тут, я думаю, название "СКИФЫ" получило второе и основное дыхание в нашем лице и в нашем варианте приобрело довольно широкую известность среди московской молодежи тех лет, а также, надеюсь, оставило след в истории начального периода московского рока.

ПОДХОД К ДЕЛУ

Набрав достаточное количество вещей для выступлений, мы начали "халтурять", играя что-то из Роллингов, что-то из Битлов, а также из Кинкс, Энималс, Шэдоус и Венчерс (The Beatles, The Rolling Stones, The Kinks, The Animals, The Shadows, The Ventures) и несколько своих вещей на русском. В отношении "фирмы" у нас сложилось правило, требовавшее, чтобы все партии были сняты с оригинала "как можно ближе в ноль", и не только сами ноты, но и приемы, которыми  все игралось. Дюжиков, будучи перфекционистом, в этом отношении был непреклонно строг и требователен до холерических срывов и скандала.

Виктор Дегтярев 1966
Виктор Дегтярев 1966

С точки зрения гитарности, или "гитаризма", у нас проблем не было, так как мы не слышали западной группы или рок-гитариста того времени, которых Дюжиков не смог бы снять "один в один" (подробнее о Дюжикове читай здесь), да у нас и не было такого, как соло-гитарист или ритм-гитарист, - у нас было два гитариста, игравшие и соло и аккомпанемент. Мы играли сольные куски в две гитары и в две гитары играли аккомпанемент перекликающимися переборами, и, несмотря на присутствие Дюжикова, мне даже иногда доставалось поиграть соло.

Ну и Витя Дегтярев, конечно же, был супер-басистом того времени - очень техничный и очень музыкальный, он мог играть с нами в унисон сложные риффы, а аккомпанируя, играл тонко и вкусно, по-басовому, а не как гитарист, взявший в руки бас. Да и Слава Донцов давал тяжелый, подстегивающий пульс.

Слава Донцов. Наш первый барабанщик. СКИФЫ, 1968 год
Слава Донцов. Наш первый барабанщик. СКИФЫ, 1968 год

Сольно пели Дюжиков и я, просто и с напором, Дегтярев подключался в подпевках, и у нас получалось трехголосье. Выглядит так, что мы были группой в полном смысле этого слова, не коммерческой, где все строится на увеличении заработка, а скорее группой увлеченных идеалистов, в своем увлечении пытавшихся догнать и переплюнуть своих героев, обитавших в сказочном мире биг-бита. Как оказалось впоследствии, мир этот весьма отличался от обложек альбомов, от слоганов и от нашего представления о нем - мир этот оказался прагматичным и расчетливым.

СКИФЫ, 1968 год, Около МГУ. Сергей Дюжиков, Юрий Валов
СКИФЫ, 1968 год, Около МГУ. Сергей Дюжиков, Юрий Валов

Кроме всего прочего, нас объединяло стремление адаптировать стиль, который полностью овладел нами, то бишь рок, к российской действительности и к русскому языку. Каждый из нас в большей или меньшей степени занимался сочинительством как музыки, так и текстов на русском. Когда же мы пели по-английски, то старались петь правильные тексты и без ощутимого акцента - в общем, команда была нормальная. Звучало у нас плотно, напористо, заводно, гитарно и, как я понял по прошествии десятилетий, вполне сопоставимо со звучанием  западных групп того времени. Мы просуществовали как неофициальная группа три года - с осени 1967 до осени 1970 года.

<<ДАЛЕЕ - 2 ЧАСТЬ>>