«Я открыл имя Твоё людям, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твоё. Ныне уразумели они, что всё, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшёл от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю — не обо всём мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И всё Моё — Твоё, и Твоё — Моё; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду» (Ин. 17:6–11).
До этого момента Иисус молился о Себе и просил только об одном: о Своём прославлении. Теперь Он обращает Своё внимание на учеников. Прежде чем изложить конкретные просьбы, касающиеся их (17:11–19), Он назвал несколько причин и сказал, почему Отец должен ответить на Его просьбы.
Стих 6. Во-первых, Иисус молился за учеников, потому что именно им Он открыл имя Отца. Хотя некоторые комментаторы считают, что «имя» Отца означает Его буквальное имя, в данном контексте это слово означает природу или характер Бога. «Я открыл» является буквальным переводом формы аориста эфанероса. Божье имя подразумевает Его характер, Его суть; поэтому Иисус открыл людям имя Бога в том смысле, что дал им возможность узнать Отца лично. Всё служение Иисуса, включая Его приближающуюся смерть, было ни чем иным как явлением Отца людям. В этом мы слышим отголосок слов Иоанна в «прологе», что Иисус «явил» Отца; то есть, Он наглядно показал, подкрепив Своей властью, истинную природу Бога как Личности. Иисус показал Бога в Своих словах и делах. Хотя ученики не понимали многое из Его учения или не могли должным образом оценить многие Его дела, они узнали о природе Бога больше, чем кто-либо из евреев до них.
Во-вторых, Иисус молился за учеников, потому что они были от Отца, и Он дал их Иисусу. То, что ученики были даны Отцом, подразумевается в 17:2 и утверждается в 17:6. Отец мог дать их Иисусу, потому что они, как и все остальные люди, принадлежали Отцу. Как мы уже видели в 6:37, те люди, кого Бог дал Иисусу, были теми, кто пришли к Нему. В конце 17:6 Иисус дал ясно понять, что те люди, которых дал Ему Отец, были теми, кто сохранили Божье слово. Утверждение о том, что Отец дал учеников Иисусу от мира, напоминает нам, как Иисус избирал их, когда они были в мире. Ученики были выбраны Иисусом и откликнулись на Его приглашение «оставить мир» и последовать за Ним. Подобным образом, и Бог дал учеников Иисусу «от мира». Ранее Иоанн говорил, что мир не «познал» Иисуса (1:10). Несмотря на многие чудеса, которые совершил Иисус (о семи их них сообщает Иоанн), большинство людей в мире отказывалось признавать Иисуса откровением от Отца (см. 12:37). Однако небольшая часть «людей» (антропой) поверила в Него, признала, что Он и Его учение были от Бога. Об этих людях Иисус и сказал, что они принадлежали Отцу и были даны Ему.
В-третьих, Иисус молился за Своих учеников, потому что они сохранили слово Отца. Ранее Иисус велел Своим ученикам хранить Его слово; а здесь Он говорит, что они сохранили Божье «слово» (логос), которое, используясь в единственном числе, означает Его учение в целом. Иисус, Слово, был воплощением этого Божьего откровения: во всём, кем Он был, что говорил и делал. Если ученики хранили слово, значит они желали принять Сына. Поскольку они были людьми из плоти, им не хватало полного послушания; но они желали быть верными Иисусу, Тому, кто открыл им истинную сущность Бога.
Стихи 7, 8. В-четвёртых, Иисус молился за учеников, потому что они уразумели, что всё, что Отец дал Иисусу, было от Отца. В 16:30 ученики заявили, что точно знали, что Иисусу известно обо всём, хотя на самом деле они были далеки от понимания. Ныне они «уразумели» на своём опыте, что всё, что было дано Иисусу, было действительно от Отца. На протяжении служения Иисуса ученики слышали Его слова и видели Его многочисленные чудеса, возрастая в духовном понимании. Теперь они яснее понимали личность Иисуса, дар спасения, который Он предлагал, значение Его послания и труда, а также отношения между Ним и Отцом. Возможно, они не до конца понимали, почему их Мессия должен умереть или природу царства, которое Он собирался установить, но они верили, что Иисус был послан Отцом, и что Его слова были от Отца. И снова в 17:7 подчёркивается зависимость Иисуса от Отца (см. 5:19–30).
В-пятых, Иисус молился за учеников, потому что они приняли Его слова и признали их власть и силу. Иисус объяснил, что дарами, полученными Им от Бога (17:7), были «слова», которые дал Ему Отец. Этими «словами» (та рэмата) были отдельные изречения из учения Иисуса, в отличие от логоса (17:6) или учения в целом. Содержащиеся в этих изречениях истины были даны Иисусу Богом, а Иисус передал их Своим ученикам. Таким образом, эти истины «приняли» не иудейские религиозные начальники, а небольшая группа простых людей. Фредерик Годе пишет о результате служения Иисуса: «Урожай кажется очень скудным: всего одиннадцать простых галилеян после трёх лет труда! Но для Иисуса этого достаточно: в этих одиннадцати Он видел залог продолжения Божьего дела на земле». И хотя они не до конца понимали все слова Иисуса, они принимали их верой. Они считали эти слова высшим руководством для своей жизни и потому были достойны продолжить миссию Иисуса.
В-шестых, Иисус молился за Своих учеников, потому что они уразумели истинно, что Иисус исшёл от Отца, и что Отец послал Его. Исходя из всего, что ученики слышали и видели, они «уразумели», или стали «истинно» (алетос) понимать, что Иисус «исшёл от» Отца. Хотя ученики по-прежнему не всё понимали об Иисусе, и их вера была недостаточно глубока, Иисус признавал, что, в основном, они имели верное знание о Нём. Они знали, что Иисус пришёл от Бога. Далее, они «уверовали» в то, что Его послал Отец. Между этими двумя понятиями есть небольшое отличие. Вера и знание тесно связаны между собой, но это не одно и то же. По словам Леонa Морриса, знание сосредоточено на божественном происхождении Сына, тогда как вера — на Его миссии. Иисус был послан Отцом, чтобы исполнить конкретное поручение. Ранее в Евангелии от Иоанна уже говорилось о связи между верой и знанием.
Стихи 9–11. Иисус продолжал молиться за Своих учеников. Глагол эротао, переведённый как «молю», буквально означает «прошу» (17:9). Иисус чётко разграничивает Своих учеников и мир. Его мольба была «не обо всём мире», хотя это не означает, что судьба мира Его не волновала. Отец так возлюбил мир, что послал Своего Сына в мир (3:16); на самом деле Иисус был «Спасителем мира» (4:42; см. 3:17; 12:47). Как можно увидеть в Синоптических евангелиях, Иисус учил молиться и за врагов (Мф. 5:44). Он и Сам молился за Своих врагов (Лк. 23:34). И в этой молитве Иисус позднее попросит, чтобы апостолы были едины, «да уверует мир, что Ты послал Меня» (17:21, 22) и «да познает мир, что Ты послал Меня» (17:23). Из этих стихов мы видим, что спасение мира зависело от тех, кого Отец дал Иисусу «от мира». Кэмпбелл Морган пишет: «Он молился за то орудие, которое Он создал, и посредством которого Он станет известен миру».
Иисус не мог молиться за мир, так как это означало бы молиться за то, чтобы мир и дальше пребывал в неверии и отвергал Бога. Единственная молитва, которую Иисус мог произнести за мир, это чтобы живущие в мире люди перестали противиться Богу и Его Сыну, то есть перестали быть «миром» и поверили в послание учеников. Поэтому молитва Иисуса за учеников фактически была косвенной молитвой за мир. Иисус был послан в мир с определённой миссией; теперь Он посылал в мир Своих учеников продолжить эту миссию (17:18). В настоящих обстоятельствах именно ученики более всего нуждались в Его молитве.
Иисус снова подтвердил единство Сына с Отцом, сказав: «И всё Моё — Твоё, и Твоё — Моё» (17:10). Ученики принадлежали Отцу, как сказал Иисус, «они были Твои» (17:6). Поскольку Отец дал их Иисусу (17:2, 6, 9), они стали принадлежать Иисусу. Леон Моррис пишет: «Что принадлежит Одному, принадлежит и Другому». Если первую часть этого утверждения может произнести любой человек: «И всё Моё — Твоё»; то вторая часть «и Твоё — Моё» подчёркивает уникальный характер особых отношений между Отцом и Его божественным Сыном.
В-седьмых, в конце 17:10 Иисус молился за Своих учеников, потому что прославился в них. Глагол дедоксамай («был прославлен») имеет форму перфекта, указывая на то, что произошло в прошлом, но его результат продолжается и в настоящем. Иисус уже прославился Своим служением через Его учеников. Прославить Иисуса (или Отца) означало признать Его тем, кем Он действительно был, но разве ученики сделали это? Ведь перед тем, как помолиться, Иисус сказал, что все они разбегутся и оставят Его (16:32).
На протяжении всей Прощальной беседы ученики прерывали речь Иисуса своими вопросами, которые свидетельствовали об их недостаточном понимании Его цели и миссии. Иисус признавал их веру, когда они исповедали, кем Он был (см. 6:69) и приняли истину о том, что Он был послан Богом (16:30). Хотя их вера была недостаточно сильной в то время, она была предпочтительнее, чем отсутствие веры вообще, что было характерно для мира. Иисус видел перед Собой небольшую группу людей, которые верили в Него и были готовы исполнить дело, которое Он им доверит. И даже сегодня их вера в Иисуса продолжает прославлять Его.
В-восьмых, Иисус молился за Своих учеников, потому что должен был вскоре их оставить. Труд Иисуса на земле практически завершился. Его конец был настолько близок, что Он сказал, используя настоящее время глагола: «Я [“есть”; эйми] уже не в мире» (17:11). Хотя Иисус совсем скоро покинет эту землю, Его ученики останутся в мире. Так как в Своей молитве Он обращался напрямую к Отцу, Он мог сказать: «Я к Тебе иду». Если Иисус должен был покинуть мир, то ученики должны были оставаться в мире. Хотя Двенадцать будут лишены радости физического присутствия и защиты Иисуса, с ними будет обещанный Им Дух, который будет помогать им перед лицом ненависти этого мира (15:18—16:4).