«Жила-была одна девушка. Ужасная красавица! И звали ее Андалузия. А пока маленькая, — то Андзя. И к ней посватался принц, — тоже красавец. Его звали Грандотель.
Они поженились. Но он оказался очень противный. Во-первых, пьяница. Во-вторых, злой-презлой. Дрался каждый день, а как, бывало, напьется, так хоть беги вон из дома! И, в-третьих, ужасно расточительный <...>
И бедная Андалузия была несчастная страдалица.
В один прекрасный день принц Грандотель забрал из кассы всю выручку <...> и пошел в кабак и ужасно там напился. Пьяный, полез в драку; его забрали в полицию и посадили в тюрьму.
После этого несчастная страдалица Андалузия уже больше никогда, никогда не выходила замуж.. “ - помните? Знаменитый, любимый, читанный-перечитанный роман Александры Бруштейн "Дорога уходит в даль"?
А вот в романе Филипповой Клавдии "Гимназия"1938 года (интересная вещь и малоизвестная, как-нибудь о ней напишу) первая ученица сотворила такое сочинение на вольную тему:
„Трепетной рукой он обвил ее стройный стан, и они помчались в бешеном вальсе. Она точно летела по воздуху.
Пол исчезал под ногами. Золотые душистые локоны Мэри временами касались его тонко-очерченных губ, и тогда сердце его сладостно замирало“.
„О чем вы мечтаете, Мэри, моя очаровательница? — промолвил он, страстно вращая мечтательными очами. — Я готов для вас источить кровь по капле, изрезать сердце в лоскутки“.
Во все времена, при любом строе девчонки задумывались о любви. Обсуждали мальчиков, таскали из шкафа взрослые книжки. Переживали за несчастных героинь... Но во взрослых книжках всё было про взрослых, а что делать, когда тебе 14-16? Как заговорить, как познакомиться, о чём разговаривать?! В советской литературе - как и в дореволюционной - было катастрофически мало книг о первой любви...
Что ж - девчонки брались восполнять литературные пробелы своими руками. В тетрадочки переписывались сочиненные вдохновленными сверстницами душераздирающие рассказы. Были там и первая встреча, и любовь, и даже страсти "соблазненной и покинутой" девицы. В некоторых рукописных рассказах дело заканчивалось одинокой могилой. В более суровых случаях влюбленные упокаивались рядышком. Но всё же, переживая за героиню, читательницы очень радовались, когда всё заканчивалось хорошо.
Надо сказать, что фольклористы интересовались и таким народным творчеством, есть вполне научные работы по девичьему сентиментальному роману. Среди девчоночьих рассказов есть ужасающе безграмотные, а есть и довольно литературные, но в целом советские школьницы уже не писали рассказов о "принцах Грандотелях". Парни с романтичными именами - Греи, Эдики, "Фараоны" (это прозвище такое), а то и банальные Серёжки жили на соседней улице, учились в одной школе, были братьями заурядных подруг.
А я вам сейчас дам почитать (только никому не показывайте!)) сюжет, навеянный... журналом "Огонёк". Подобная история была напечатана в начале 60-х и, видимо, оказала большое впечатление на романтичных школьниц. Ну а капитан дальнего плавания ничем не хуже принца!
"НЕКРАСИВАЯ"
«Анна Ивановна пришла с работы усталой, стряхнула пальто и вдруг услышала всхлипывания из детской. Она осторожно прошла туда. За столом сидела Наташа и плакала. Анна Ивановна положила руки ей на плечи и спросила: «Что с тобой?». «Ничего», — ответила Наташа. Она накинула пальто и со словами: «к девчонкам» выбежала из квартиры.
«Двойка, наверное, вот и плачет», — подумала Анна Ивановна. Она открыла лежащую на столе тетрадь и увидела фото, с которого на неё смотрел красивый юноша. Вьющиеся волосы, большие глаза, высокий лоб, прямой нос тонкие губы — всё подчёркивало его красоту и силу... На вид ему было лет 27, Наташе — 17!
Анна Ивановна решила всё расспросить, когда Наташа вернётся. «Расскажи мне всё», — сказала Наташе мать, когда она вернулась. И Наташа всё рассказала. Саша клялся Наташе в любви, говорил, что на ней женится. И Наташа была очень влюблена в него, она была его частичкой. Она как-то раз сказала ему, что у неё будет ребёнок. А через неделю она встретила его с другой и он сказал ей, что не хочет видеть её, что она некрасивая. Он бросил её с будущим ребёнком. «Что мне теперь делать мамочка?» — говорила рыдающая девушка. «Рожай!» — ответила мать.
Наташа преобразилась за последние месяцы. Она стала светлей, красивей. В больницу она ушла сама. В палате их было пятеро, и среди них была Галина — гордая и своенравная. Её мужу было 30 лет. Он служил капитаном на корабле, приносил ей всякие дефицитные товары.
У Наташи и Галины родились девочки. На следующий день к Галине приходил муж, и она боялась упустить случай, показать свой характер, заявила ему: «Я её брать не буду — кормить надо, а мне фигуру портить неохота». И она ушла, оставив малышку, а Наташа взяла её к себе и решила сказать матери, что двойня. Но всё получилось иначе. Анатолий (так звали Галининого мужа) носил Наташе передачи. Всё, что он мог достать. Он расспросил, что это за девушка и узнал, что она обманута, удочерила его дочку.
Наступил день выхода из больницы. Мать пришла с цветами. Провожали Наташу все врачи. Когда Наташа с девочками вышла из больницы, к ним подъехала чёрная «Волга». Из неё вышел Анатолий, за ним вылезла ничего не понимающая опешившая Галина. Анатолий подошел к Наташе, взял её руку и надел обручальное кольцо. «А ты оставайся со своей фигурой!» — сказал он Галине, и уехал со своей новой женой и дочерьми домой. А мать Наташи думала: «А всё-таки она СЧАСТЛИВАЯ!»
Красота же - и про любовь, и про мораль!
А у вас в классе водились девчонки с "заветными тетрадками"?
С весенним приветом - Умная Эльза!