Найти тему

Игра в жизни ребенка

Оглавление

Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. В игре важен не результат, а сам процесс, именно в этом процессе ребенок обучается, развивается, получает удовольствие. Когда ребенок играет, он включен в процесс игры целиком – умственно, физически и эмоционально.

В дошкольном возрасте игра – ведущая деятельность ребенка, поэтому в этой деятельности появляются новые и более прогрессивные виды деятельности, формируются навыки коллективного и творчески действовать, и произвольно управлять своим поведением

Как речь для взрослого, так и игра для ребенка является средством коммуникации, через игру ребенок «общается» с нами, с внешним и внутренним миром. Посредством игры ребенку легче выражать свои чувства, отыгрывать свой опыт, потому что в ней чувствуют себя более удобно, безопасно и комфортно.

У ребенка появляется потребность поступать как взрослый, стремление быть самостоятельным, ребенку уже недостаточно бытовых действий, ему хочется быть как мама врач – лечить людей или как папа строитель и сооружать здания. Но ребенок сталкивается с тем, что в реальной жизни он этого сделать не может, появляющееся противоречие между желаемым и реальностью приводит к тому, что возникает сюжетно-ролевая игра. Именно в ней он может примерить функции взрослого и быть взрослым только понарошку. Сюжетно-ролевая игра– это воссоздание в игре социальных отношений между людьми, отношений людей друг к другу.

-2

Особенности сюжетно-ролевой игры.

• Самое главное в игре — это само действие. Мотив игры не результат, а сам процесс

• Предметы могут замещать другие предметы и приобретать их реальные функции и значения. (палка может стать мечом, лошадью, волшебной палочкой)

• Сюжет игры может переходить в воображаемые ситуации. (уже сварили обед, проскакали весь лес)

• Игра может выходить за пределы одной ситуации

• Чувства, мысли, желаний в игре ребенок переживает настоящие, так как в процессе игры он действительно их переживает.

-3

Детям в этом возрасте еще сложно четко и понятно сформулировать свои мысли, им не хватает когнитивных, вербальных средств для выражения своих чувств, также они не могут сосредоточиться на интенсивности собственных переживаний, чтобы выразить их словами. Но в игре они могут это выразить в полном объеме. Игра для ребенка – язык, поэтому, когда взрослый требует от ребенка «разговоров по душам», он тем самым воздвигает огромную стену между собой и ребенком. Разговор – это не тот доступный уровень коммуникации для ребенка, этот уровень ему еще не доступен в полном объеме. А так как каждый взрослый был когда-то ребенком, ему легче спуститься на уровень общения ребенка. Взрослый то помнит какого это было (надеюсь, что помнит). Ведь мы не можем требовать от человека, от любого человека, то, чего не умеет. Вообще-то можем конечно, но это довольно бессмысленно и не эффективно. Очень сложно требовать от четвероклашки рассчитать интегралы, от директора магазина провести операцию на сердце, от менеджера управлять самолетом. И не потому, что они глупые и не понимают, или вообще претворяются, что не умеют. Потому что они это не обучены этому и никогда этого не делали. Так и с ребенком, сложно ждать от него того, чему он ЕЩЕ не научился, но мы можем ему в этом помочь.

-4

Игра – это конкретное самовыражение ребенка и способ его приспособления к своему внутреннему миру. А внутренний мир ребенка – это мир конкретных вещей. Вместо того, чтобы выражать чувства словами, ребенок может зарыть игрушку в песок или убить дракона. Слова — это символы, а символы — это абстракция, к которой ребенок не готов до 11 лет, поэтому если мы хотим установить контакт с ребенком с ним нужно играть.

Ребенок каждый день сталкивается с различными трудностями и проблемами, которые кажутся ему неразрешимыми. Но посредствам игры ребенок учится справляться с ними, проигрывая эти трудности так как ему хочется. Попытки взрослых помочь ребенку справится, хоть и исходят из добрых побуждений, но могут лишить его возможности найти решение самому, и то решение, которое устроит малыша на все 100%.

Так как игра – символический язык для самовыражения, она может приоткрыть нам дверь в интересный мир ребенка. Там мы можем наблюдать, что пережил ребенок, как она отреагировал на это переживание, какие испытывал эмоции при этом. Какие желание у него есть, возникающие потребности и особенности его самоощущения. В процессе игры ребенок пытается организовать свой опыт, свой мир, здесь он может переживать чувство контроля над ситуацией, даже если в реальности это не так.

-5

Играя, ребенок может обращаться к своему прошлому и постоянно перенаправляет себя к настоящему в процессе игры, таким образом, он проигрывает прошлые переживания, через призму нового восприятия и новых формах отношений. В результате, ребенок познает себя и свои возможности, варианты взаимодействия с миром. Точно так же он пробует решать проблемы и конфликты.

Таким образом мы видим, что игра выполняет ряд очень важных функций в развитии ребенка:

- Обучающая. Ребенок в игре развивает внимание, воображение, память и другие навыки.

- Развлекательная. Ребенок получает удовольствие в процессе игры.

- Коммуникативная. Игра для ребенка выступает в качестве речи, с помощью которой он общается со сверстниками и с окружающим его миром.

- Релаксационная. В игре ребенок может законно выразить все негативные переживания на вербальном (обзываться, ругаться на игрушки) и невербальном (активные подвижные игры, игра в борцов и т.д) уровне.

- Самовыражения. Полный полет фантазии и творческого процесса.

- Терапевтическая. Эту функцию можно реализовать чаще в кабинете психолога – терапевт создает условия и дает возможность прожить трудности и помочь найти решение проблем ребенка.