108K подписчиков

Перед лицом судьбы

41K прочитали

Миша шел к автобусной остановке, его поход на кладбище опять не увенчался успехом. Когда он впервые пришел сюда, он сразу пошел в кладбищенскую администрацию и, показал свидетельство о рождении, где было написано в графе мать "Торопова Елена Владимировна". Он хотел знать, где она похорона, но ему ответили, что она в их списках не значится. Тогда он стал просто ходить по кладбищу и искать всех, кто похоронен под именем Елена Владимировна и с тем же годом рождения, что у его матери, потому что его воспитательница из детского дома, с которой он до сих пор общается, предположила, что мать могла выйти замуж и сменить фамилию.

Миша шел к автобусной остановке,  его поход на кладбище опять не увенчался успехом.

А Михаилу очень-очень хотелось найти ее могилу, ведь больше ни о каких своих родственниках он не знает. Когда умерла его мама ему было всего четыре года, но он уже помнил себя в то время. Правда это было одно единственное воспоминание, молчаливое, невеселое: он забегает в какое-то высокое помещение с картинами и свечами, там в углу стоит его мама, наклонив голову перед высоким странно одетым дядей с бородой. Он хочет бежать к ней, но его останавливает какая-то неприятная бабушка. Она молча снимает с него шапку и отдает ее ему в руки, он снова надевает ее, и она опять снимает и грозит ему пальцем. А ему почему-то страшно стоять рядом с ней. Теперь-то он знает, что это картина из его прошлого была в церкви, знает и то, что приходя туда, надо снимать головной убор. А потом он помнил детский дом, новую семью, и снова детский дом. Но мама до сих пор, как живая, стоит перед его глазами.

Мише, попавшему в детский дом после ее смерти, почти сразу повезло, буквально через несколько месяцев у него появилась семья, которая взяла его под опеку. Он очень смутно помнит то время, ведь его счастье так быстро закончилось. Он даже в школу пойти не успел, а ходил еще в детский сад, когда его приемные родители попали в аварию. А он тогда был в садике. Он помнит тот день: тогда воспитательница долго с ним сидела в садике, а потом повела его к себе домой, и только на следующий день они с ней узнали о трагедии, его сразу же снова отправили в детский дом, где он и провел все эти годы, до поступления в университет.

Ему очень повезло с квартирой, его опекуны сдали ее в наем, а после их смерти жильцы так и остались в квартире, перечисляя деньги на его счет. Все было законно оформлено, поэтому до его шестнадцатилетия квартиранты оплачивали все коммунальные услуги плюс еще небольшую сумму. А потом они купили себе квартиру и всего лишь два года она стояла пустая, но деньги на счету Михаила были, и, поступив в университет, он сразу смог сделать ремонт в квартире и заплатить долг за два года.

Сейчас он успешно заканчивал первый курс технического университета. И вот уже почти месяц он ищет могилу матери, сегодня он опять ушел ни с чем.

– Где, ну где я могу узнать о ней. Может у меня и отец где-то есть, а вдруг он знает, где она похоронена. Я еще не успел разобрать книги, вдруг где-то в них и спрятаны документы, о которых я ничего не знаю, но очень хочу узнать.

Пока единственным документом который принадлежал матери, был диплом об окончании филологического факультета педагогического института который почему-то лежал прямо на виду, когда он впервые зашел в квартиру, возвратившись домой. Он вытащил все книги из допотопного, но очень удобного книжного шкафа, и стал их перебирать, перелистывая каждую. В одной из книг ему попалась открытка от какой-то Веры, но без обратного адреса, он ее порвал. Вскоре, открыв очередную книгу и начав ее перелистывать, он нашел два свидетельства о браке и о разводе, но его отчество не совпадало с именем человека, с которым мать зарегистрировала брак, а потом почему-то расторгла. Но зато он узнал, что она регистрировала брак не как Торопова. Скорее всего за его отцом она и не была замужем. После замужества она стала Астаховой, а при разводе оставила эту фамилию. Миша очень обрадовался, теперь-то он найдет могилу.

Он хотел было бросить просмотр книг, но потом подумал, что если эти два свидетельства были здесь, то он может отыскать и другие документы. Вскоре в книгах начали попадаться фотографии молодого парня, очень красивого на его взгляд.

На одной из фотографий Миша увидел и выцветшую надпись “1999 года, март”, была там и еще одну: “Любимой от меня!” но имени его , увы, нигде не было. И вот, наконец, он достал из очередной книги конверт, Михаил обрадовался, но на нем был только их адрес, а в обратном было написано лишь название города, увы того же, в котором он Миша сейчас жил. В конверте было письмо. Но в нем было только несколько горьких для него слов “Я тебе не верю, это не мой сын”. Некоторые буквы были размыты, видно мама плакала, читая эти жестокие слова.

Миша с еще большим нетерпением стал пролистывать книги. Он сидел над ними до самой ночи, но больше так ничего и не нашел.

– Может документы еще какие-то были, да их забрали квартиранты? – задавал он себе вопрос.

Но о них он ничего не знал. На следующее утро он сразу пошел на кладбище. Назвав фамилию матери, год смерти и остальные данные, Миша узнал номер места ее захоронения. Кладбищенский сторож Петр Васильевич, с которым он еще при первом визите успел познакомиться, а потом и подружиться, повел его в ту сторону, где он еще не был.

И вот старик подошел к одной из могил. На могиле стоял покосившийся крест, но на кресте никакой надписи не было, она просто смылась дождями. Он увидел, что Петр Васильевич зашел за крест и, с трудом присев на корточки, стал что-то разглядывать, видно там был указан номер могилы, убедившись что он не ошибся, Петр Васильевич перекрестился и сказал:

– Ну, парень, вот и нашел ты свою мамку, все верно это ее могила. Памятник бы ей поставить, да у тебя видно не на что.
– Я теперь копить буду, только не знаю сколько он стоит.

Петр Васильевич назвал цену самого дешевого памятника.

– Ну столько у меня и сейчас наберется.
– Сейчас не надо, рано еще А вот месяца через полтора-два надо ставить, но заказывать заранее бы нужно. Ты зайди в нашу контору, она рядом с администрацией. Да ты видел, там еще образцы памятников стоят. Ну я пошел, а ты постой еще, поговори с ней, а потом в церковь сходи. Бабульки там расскажут, что тебе надо сделать.

Он ушел, а Миша зажмурив глаза, чтобы не расплакаться, опять вспоминал свой первый визит в церковь, тогда он, испугавшись чужой бабушки, побежал к матери, она, стоя перед священником, прижала его к себе, и стала гладить по голове словно, успокаивая. И вдруг он почувствовал, что его будто накрыли невидимым покрывалом, и в душе его возникло чувство легкой радости и облегчения:

– Я сделал то, что должен был сделать – я нашел тебя, мамочка. Я теперь буду приходить и рассказывать тебе о своей жизни, а я ей доволен. Я учусь в университете, живу в нашей квартире и общаюсь с бабой Машей, из квартиры напротив. Она меня помнит. И тебя тоже, но она уже совсем старенькая. А вот я ее совсем не помню, она не обижается, говорит, что мне простительно, ведь я тогда маленький был.

Миша видел, что могила вся заросшая. и решил, что как только совсем станет тепло, он выдернет все сорняки, чтобы и на могиле, и вокруг все было чисто, когда будут ставить памятник. Он попытался выдернуть сухую траву, но она не поддавалась.

– Надо узнать у Петра Васильевича, как избавиться от травы, уверен, что он знает, ведь он сказал, что здесь уже почти десять лет, как на пенсию пошел, так и пришел сюда работать, говорит, что жена его покойная ему приказала. Интересный он, иногда такие странные вещи говорит, как будто он не в себе.

И вдруг Мише положили руку на левое плечо, он оглянулся с испугом, так как не слышал, чтобы к нему подходили. Но никого не увидел.

– Теперь и я стал странным, – подумал он и, взглянув в последний раз на могилу, повернулся и пошел к выходу.

Он сразу направился в церковь, зайдя туда, он огляделся и увидел, что на него смотрит одна из старушек, стоящих там, где, как ему недавно объяснила баба Маша, ставят свечи усопшим и погибшим. Свечи он купил заранее и решил подойти к этой старушке чтобы узнать, что ему надо сделать. Но она, не дожидаясь его вопросов, сразу объяснила ему весь ритуал, который он должен сейчас совершить, словно чувствуя, что он придет сюда еще не раз.

Михаил купил еще свечей бабе Маше, которая иногда просила его об этом, а потом вспомнил ,что она поминает иногда маму, в какие-то определенные дни, но он не знал в какие именно, однако посчитал что и сегодня, в честь такого значимого события, как найденная могила мамы, надо бы купить что-то и помянуть маму вместе с соседкой. Обычно баба Маша приносила ему что-нибудь вкусное и сладкое. Он зашел в магазин и купил торт. Баба Маша сидела на лавочке у подъезда, обрадовавшись он пригласил ее к себе домой:

– Баба Маша, сегодня у меня очень счастливый день, мы будем поминать маму у меня дома, видите я торт купил, а главное я нашел, нашел ее могилу, и мне сегодня и радостно, и печально сразу. Но больше я все же радуюсь.

Он помог ей подняться на ступеньки и дойти до лифта. А на кухне, уже сидя за чаем, баба Маша рассказывала ему то, что не говорила раньше:

– Мать тебя воспитывала одна, без отца. Но когда ты чуть подрос она все же вышла замуж, думала, что будет счастлива. Только вот счастья-то и не получилось, сгорела она от болезни своей, легочной, через полгода после замужества. А муж-то еще и привыкнуть к себе не успел, поэтому и не стал тебя усыновлять. Да и родные его были против.
– Но мамку твою он, как положено похоронил, а потом вообще уехал из города, больше я про него ничего и не слышала, да и тебе он не нужен, чужой мужик. А вот про твоего отца я ничего не знаю, даже не знаю Торопова это мамина девичья фамилия, или все же по мужу, который твой отец, так как не знаю была ли она замужем за твоим отцом или нет, она об этом мне никогда не говорила. Когда она сюда переехала, то уже была одна, да еще и беременная тобой, вот и все, Миша, что я знаю о твоей маме. Про своих родных она мне тоже никогда не говорила.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Желаю вам всего самого хоршего, мои благодарные читатели, я стараюсь доставить вам удовольствие своим творчеством, верьте, как и мои герои, в то, что жизнь прекрасна и удивительна!

А вот и другие мои рассказы:

Летняя идиллия

Ночная встреча

Проныра

Если бы молодость знала, если бы старость могла