Сергей ДЮЖИКОВ – имя, которое многим молодым ничего не говорит, но если вы смотрели фильм “Еще раз про любовь”, – то вы его, хоть и мельком, но видели. Если вы слышали “I saw her standing there”, песню Битлз, записанную ГОЛУБЫМИ ГИТАРАМИ в 1970г., – вы слышали, как Дюжиков поет; а если вы знаете об альбомах композитора Давида Тухманова “Как прекрасен этот мир” и “По волнам моей памяти”, то вы знакомы с его гитарной игрой. Ну, а если вы бывали на концертах группы СКИФЫ и таких ВИА, как ГОЛУБЫЕ ГИТАРЫ, ЦВЕТЫ, КРАСНЫЕ МАКИ, ГРУППА СТАСА НАМИНА, САКВОЯЖ Малежика, вы его и видели и слышали живьем.
Совковая действительность разрешала появляться на поверхности только именам гастролеров и руководителей ВИА, на пластинках упоминались только авторы, а исполнители замалчивались. Совок обезымянил и обезличил целую когорту талантливых певцов и музыкантов, в которую, к сожалению, вошел и Сергей Дюжиков. “Я человек широко известный в узких кругах” – с грустной усмешкой говорит Сергей.
Дюжиков родился 27 июля 1948 года в Вене, в семье военного летчика, который в составе советских войск в то время находился в Австрии. Семья кадрового офицера Советской армии всегда жила там, куда направляли отца Сергея – Александра Ивановича Дюжикова, полковника авиации и командира полка. До шестого класса Сергей успел пожить вблизи от аэродромов Ельца, Ефремова, Горького и Орла, а в 1961 году, когда отец ушел в отставку, семья Дюжиковых поселилась в Измаиле.
Мать Сергея, Антонина Федоровна немного играла на аккордеоне, а также преуспевала в спортивной стрельбе и однажды, выиграв соревнования, получила в подарок проигрыватель. Возможность слушать пластинки привлекала внимание сына в гораздо большей степени, чем пианино, специально купленное для его музыкального образования.
После нескольких уроков с преподавателем родители быстро пришли к выводу, что академическое музицирование – это не стихия их сына, и решили прекратить занятия.
Сергей рассказывает, что до 1963 года никаких особо ярко выраженных интересов у него не было. Как и многие мальчишки, он паял детекторные радиоприемники и строил авиамодели. Однако его жизнь радикально изменилась с того момента, когда он впервые услышал .Битлз. Пришлось самому переделать дешевую семиструнку на шесть струн, и тут-то все и началось…
Принимая во внимание закрытость советского общества и его враждебность к любым проявлениям западной поп-культуры, Измаил являлся уникальным местом на территории СССР, так как большинство западных радиостанций там не глушились, а главное, там можно было принимать румынское ТV.
Итак, приходя из школы, Дюжиков слушал Радио Свободная Европа, Радио Люксембург, а так же “радиохулиганов”, которые крутили самые последние хиты, перемежая их фразами типа: – “А сейчас “Король Эфира” сыграет для Вас…” По словам самого Сергея, Измаил занимал 2-е место в СССР по радиохулиганству. Но в один прекрасный день их всех накрыли соответствующие органы.
Пытаясь “снимать”, то есть играть нота в ноту западные хиты, Дюжиков открывал для себя новые приемы игры на гитаре, которые в России в то время были неведомы. Ну а в такой ситуации, как говорится, лучше один раз увидеть, чем 1000 раз услышать. И вечерами, поймав по ящику румынское телевидение, он мог увидеть выступление Битлз или Роллингов и, впившись глазами в экран, попытаться определить, как играется тот или иной прием. Посудите сами: для основной массы населения СССР в то время было вообще немыслимо даже представить себе, что по телеку можно спокойно смотреть Битлов или Ролингов…
Итак, лишь следуя своей страсти “играть, как они”, Дюжиков сам, не отдавая себе в том отчета, становился первооткрывателем Русской Рок-Гитары.
Первый и основной прием, который открыл Сергей Дюжиков – для себя и для всех нас – был “подтяг”. Подтяг – термин Дюжикова, и суть его заключается в плавном изменении высотности ноты за счет изменения натяжения струны пальцами левой руки (у правши).
Дело в том, что на дорокенрольной, джазовой электрогитаре струны ставились весьма толстые, и если первые две струны являлись просто стальной проволокой, то, начиная с третьей, ставились обвитые струны. Слушая, например, соло из “Can’t Buy Me Love” Битлов, многие гитаристы того времени озадачивались: как так ноты плавно перетекают из одной в другую? И, пытаясь перенести это соло на свои толстострунные гитары, терпели крах.
Дюжиков же видел по румынскому телевидению, что при игре соло струны поднимались от нижней части грифа к верхней – подтягивыемые пальцами левой руки, но когда он пробовал повторить это движение, у него, как и у других, ничего не получалось из-за сопротивления сильно натянутых толстых струн. Тогда – разозлившись – он решил пойти поперек правила, натянув вместо второй струны еще раз первую и, продолжая таким макаром, получил на месте шестой струны пятую.
И тут произошло “чудо” – струны стали подтягиваться, и все стало звучать “как у них”.
Счастью не было предела – ведь перед ним открылся новый путь, где ему была уготована судьба первопроходца, – а на дворе стоял 1963 год, и The Beatles только распускали крылья. За следующие два года Сергей “снял” и скопировал всю гитарную “фирму”, которую только слышал, и которая попадалась ему под руки.
Параллельно со школьными занятиями, с 8-го класса он пошел на трехгодичные курсы английского языка. Времени не хватало – школа, курсы и каждый день часов пять игры на гитаре. Таким образом, благодаря чрезвычайной одаренности и доступу к необходимой информации, Дюжиков за два-три года дошел и, можно сказать, сравнялся со своими гитарными кумирами в технике, в скорости игры и во владении приемами игры, которые определяли стиль Биг Бит, или Бит, который впоследствии стали называть роком.
Интересно, что первая школьная группа Дюжикова, созданная им в 1965 году, по форме соответствовала группам, которые стали популярными в конце 60-х – начале 70-х, состоявшим из ТРЕХ человек – гитарист, басист и барабанщик. (Cream, Jimmy Hendrix, The Who, Led Zeppelin).
В 1966 году Дюжиков приехал в Москву поступать в Институт военных переводчиков, но, прожив в казарме пару недель, сбежал оттуда и поступил в МГУ на филфак, на английское отделение. В это время МГУ был одним из центров малочисленного, но, – с каждым днем приобретавшего все больше и больше поклонников, – движения, которое можно назвать “групповой Бит”.
В клубной части центрального здания МГУ в 1966 году была рокенрольная тусовка, так как там можно было получить помещение для репетиций и места для хранения оборудования. Среди прочего народа там тусовались такие известные персонажи, как, например, Саша Градский, Слава Малежик, Слава Добрынин и Леня Бергер.
Поселившись в общежитии на Ленинских горах, Дюжиков в скором времени собрал команду. Уже после нескольких его выступлений по Москве пошла молва, что появился, типа, гитарист, “обалденно играющий”, у которого все звучит “по фирме”, один в один, как у них. И действительно, тогда в Москве так, как Дюжиков, никто даже и близко не мог играть.
Его превосходство было очевидно, безусловно, и всеми принято как факт. В 1966 году С.Дюжиков сошелся с Градским, и появился первый вариант группы СКИФЫ. В этом составе группа, правда, продержалась несколько месяцев.
Следующий и окончательный вариант СКИФОВ Дюжиков собрал в 1967 году. Туда уже входили Юрий Валов (2-ая гитара, бас) и Виктор Дегтярев (бас- гитара, барабаны). В таком виде СКИФЫ просуществовали до 1970. К музыканту потихоньку стало приходить и официальное признание: в составе СКИФОВ Сергей Дюжиков принял участие в съемках фильма “Еще раз про любовь”(1968г.), занял 1-е место на фестивале студенческой песни в Лужниках; ездил играть на тренировочных сборах штангистов тяжеловесов Олимпийской сборной Союза (Жаботинский, Алексеев), готовившихся к Олимпийским Играм 1968г. в район Цейского ледника.
Композитор Давид Тухманов пригласил Дюжикова записать партии гитары на его двух известных альбомах – “Как прекрасен этот мир” и “По волнам моей памяти”. А в 1970-м Игорь Гранов пригласил Сергея Дюжикова – в составе СКИФОВ – в ГОЛУБЫЕ ГИТАРЫ, где все трое – Валов, Дюжиков и Дегтярев – проработали до 1975 года. В составе уже ГОЛУБЫХ ГИТАР мы были на фестивалях: “Зелэна Гура” в Польше (1972г.) и “Братиславская Лира” в Чехословакии (1973г.), а также пару раз прокатились по всей Югославии (1973,1974 гг).
Ну и, наконец, знаменитый подпольный рок-фестиваль в Ереване в 1972-ом году в составе команды, которая была специально создана для этого события и называлась СУПЕР – в ней собрались тогда все сливки московского рока. Закончилось сие мероприятие довольно-таки традиционно для того времени: участников таскали потом по следственным органам, а организатора, Рафика Мкртчяна посадили лет на десять…
Дальше – стандартная биография советского музыканта-эстрадника, с которой Сергей так и не смог смириться: с 1975-го по 1978-й годы он играл в ансамблях ЦВЕТЫ, КРАСНЫЕ МАКИ и ГРУППЕ СТАСА НАМИНА. У Валентины Толкуновой работал с Игорем Крутым, аккомпанировал Галине Ненашевой…
Это был период, когда приходилось играть совсем не то, что хотелось, но надо было как-то зарабатывать на жизнь. Он записал альбом с Пресняковым (младшим). В начале 80х стал играть у цыган с Н. Эрденко. Говорил, что находит блюз в цыганской музыке, а блюз для него всегда был и остается центром, точкой отсчета. В этот период стал увлекаться великим цыганским джазовым гитаристом Джанго Рэйнхардт, и, наконец, записал альбом дуэтом с Малининым.