Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

“Этого не было”/”Ты сама виновата”/”Сочувствую” - 3 отклика на боль

Не секрет, что для того чтобы как-то пережить тяжёлое событие, нам нужен другой. Но не всегда попытка поделиться своей болью и получить понимание с той стороны оказывается успешной. Это практически никогда не связано с тем, что и как говорит человек о своей боли, а часто лишь со способностью собеседника воспринимать боль другого. Существуют 3 классические реакции на новость о травмирующем событии. По этим реакциям можно судить об уязвимости человека, который её воспринимает, и ни о чём больше.

1. Отрицание.

“Этого не было”, "не придумывай”, “не наговаривай”, “это всё твои детские фантазии”. Внутренняя позиция человека, с которым вы делитесь чем-то болезненным, звучит так: “Этого не может быть, потому что просто не может быть и всё”.

Так не может быть в его картине мира не потому, что такого не бывает в принципе, а потому что реальность тяжела настолько, что воспринять её адекватно нет никаких психологических сил, последние силы тратятся на то, чтобы эту реальность отодвинуть как можно дальше от своего хрупкого внутреннего мира.

С психологической защитой “отрицание” часто встречаются люди, которые пытаются поговорить со своими родителями о детских обидах или жертвы инцеста. Сами обидчики или те, кто был рядом в тот момент, когда происходило нечто ужасное, часто оказываются неспособными к контакту с чужой болью, поскольку это чревато невыносимым чувством вины и ощущением отчаянной невозвратимости и бессилия, когда понимаешь, что ущерб уже нанесён, а изменить ничего не можешь. К тому же такая новость - это тяжелый нарциссический удар по престижу собственной личности или даже семьи, в которой всё должно быть прекрасно. И чем нарциссичней семья, то есть чем более она ориентирована на внешнее одобрение, тем меньше вероятности, что в ней можно разместить свою боль и встретить человеческое понимание.

Удивительно, но факт, сам Фрейд был склонен к отрицанию. Сегодня многие случаи, которые он описывал как проявления женских фантазий истерического плана, квалифицируются как травматические переживания насильственного происхождения.

2. Обвинение жертвы, виктимблейминг.

“Ты сама во всё виновата”, “нужно было быть мудрее”, “ты что, не видела звоночки?” Типично для ситуаций изнасилования и тяжёлых семейных отношений с домашним насилием или изменами партнера. Внутренняя позиция: “Это может быть, только потому что это чем-то спровоцировано и никак иначе”.

По мнению таких людей, бьют только послушных или своенравных (да какая, к черту, разница, правда?), изменяют только запущенным дурнушкам, насилуют только тех, кто как-то не так себя ведет. Очень тяжело принять тот факт, что ты уязвим перед лицом самой жизни, а особенно жизни вроде бы в цивилизованном обществе. Страх заставляет человека искать объяснения этому и точки контроля.

Чужое горе сообщает нам как людям, что если один из нас может быть подвержен насилию со стороны другого из нас, то безопасности нет. А безопасности нет. Абсолютная безопасность - это иллюзия, свойственная тем, кто не может зрело и ответственно взаимодействовать с реальностью, которая иной раз беспощадна и совершенно непредсказуема.

Обвинение жертвы есть не что иное, как агрессия, обращенная к собственной уязвимости, имеющая целью уничтожить её и сохранить детское и наивно-нарциссическое представление о мире, в котором “ну уж со мной-то ничего плохого не случится”. В детстве каждый, наверное, думал, что он никогда не умрет, что у него особый договор с богом, что всё плохое происходит где-то и с кем-то, а не со мной. И вот когда кто-то сообщает, что ужас совсем рядом, он зашел в дом твоего друга или родственника, так хочется отмахнуться от него. И человек отмахивается. Психологическая защита называется “всемогущий контроль”.

3. Сострадание.

Обычно существует в огромном спектре фраз от “треш” до “тяжело тебе пришлось, сочувствую”. Внутренняя позиция человека, способного к состраданию, такова: “Это может быть и мне безумно жаль, что такое с тобой произошло”.

Пожалуй, большая удача - найти слушателя, который готов находиться в контакте с твоей болью. Для этого он как минимум должен быть в контакте с реальностью и со своими чувствами, а это уже достаточно высокий уровень личностной зрелости.

Про сострадание больше сказать нечего, это о несчастьях, как известно, люди готовы разговаривать часами, а когда всё хорошо, то что говорить, просто всё хорошо и всё.

В качестве завершения оставляю ссылку на очень тяжёлую выставку, где жертвы изнасилования показывают одежду, в которую были одеты в день преступления. Для связи с реальностью и сострадания.

https://fishki.net/2962730-zhertvy-iznasilovanija-pokazali-vo-chto-byli-odety-v-deny-prestuplenija.html

Автор: Денисова Анна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru