От нового издательства, которое громко о себе заявило, ждешь шикарных книг. И внешне они сразу производят вау-впечатление. Очень качественно сделанные, явно недешевые, в каждом элементе видно внимание и любовь. Что ж, я прочитала первую из книг нового издательства «Дом историй», это роман «Словно мы злодеи». Я под впечатлением. Причем очень многогранным. Сейчас расскажу почему.
Сюжет
Закрытое элитарное образовательное учреждение «Даллакер». Здесь обучают самым разным творческим специальностям, в центре сюжета четверокурсники-театралы. Их шесть человек, причем в самом начале мы узнаем о том, что один из них выходит из тюрьмы, а весь рассказ – это взгляд на 10 лет назад. На то время, когда их было шесть, а затем в одну из ночей осталось только пять. Всю книгу они ставят различные спектакли, играя то на сцене, то в жизни. И, хоть об убийстве одного из членов труппы и известно, полные обстоятельства остаются загадкой до самого конца.
В целом книга – это не только преступление, но и рефлексия героев на него. Как 20-летние ребята могут пережить убийство? Подозревая друг друга, любя при этом друг друга, и пытаясь удержаться от передачи всех имеющихся спутанных данных полиции?
Плюсы
При обилии цитат из Шекспира книга держится прочным комком, не разваливается на «вот вам театр, а вот вам остальное повествование». В эпилоге автор говорит о том, сколько она читала Шекспира, но даже и без этого становится ясно, что так подобрать цитаты – это надо жить в его творчестве.
Сам сюжет меня сначала отторг – я меньше года назад читала Донну Тартт с ее «Тайной историей», не проводить параллели было невозможно. Замкнутое элитарное сообщество, где действие крутится вокруг героя, несколько отличающегося от остальной группы, а убивают того, кто не нравится никому. Да даже сами герои похожи, их типажи, в том числе в той части, что один из них – открытый гей. Меня это сильно смущало, потому что уж чего я не люблю, так это подражаний. Но если закрыть глаза на некоторую схожесть (в конце концов, каждый университетский роман чем-то похож на другой), то сам сюжет закручен мощно. И если дойти до последних ста страниц, то они схожи с последними залпами салюта: вот этот кажется огромным по сравнению с предыдущими. Ан нет, смотри, вот этот еще больше. Ой, а вот этот просто гигант... сюжет напирает сам на себя, оставляя читателя с разинутым ртом.
В книге больше 500 страниц, которые читаются махом. Не только благодаря тому, что добрая часть книги – это стихотворные вставки из Шекспира, но и потому что слог легкий, повествование летящее. И да, книга сильно бодрее, чем то, что написала Донна Тартт. Хотя можно ли их сравнивать в этом плане – большой вопрос.
Меня завораживали сами герои и их преданность делу. Они не мыслят себя никем кроме актеров. Для них это и есть жизнь. И если главный герой что-то объясняет читателю о своих чувствах, то мысли других – тайна. Остается только догадываться, что из их слов и действий игра, а что искренность.
Минусы
Возможно, актеры действительно так истеричны и впечатлительны, а уж 20-летние, оказавшиеся в такой непростой ситуации, и вовсе не могут удержать себя в узде (их самих просто сильно меньше, чем обстоятельств). Стоической каменной глыбой был только один герой, остальные – крайне неуравновешенные. Я к концу подустала от них, от их эмоций, этой густоты чувств. Кроме того, они очень разные, тянут одеяло каждый на себя. Как они вообще оказались в одной компании?
Итог
Это мощный роман, в который ухаешь с обрыва, барахтаешься в голубоватой воде, потихоньку пытаясь плыть, но бурный поток все несет и несет куда-то – очевидно, к водопаду. И только за ним, спустя 520 страниц, кажется, будет спокойная вода, чтобы спокойно выдохнуть.
Купить: Лабиринт | Читай город | OZON | Wildberries | book24 [реклама]