Я не смогу в рамках небольшой статьи охватить все возможные варианты этой темы. Но, как опытный специалист в этой сфере, расскажу, что означают те или иные баллы.
А также, опишу четыре основные причины, по которым ученик может не решить задачу, или допустить в ней ошибку. И таким образом потерять баллы. О том, как с этими причинами работать, я рассказывал в других статьях. И ещё расскажу:-)
Баллы говорят о количестве решённых и нерешённых заданий. Но не о причинах ошибок. Поэтому один и тот же результат, может говорить о разном. Но всё же, приблизительные цифры я приведу.
Первая причина потери баллов
Это недостаток информации. Пробелы в знаниях. Когда формулы и алгоритмы решения типовых задач не выучил. Наиболее распространённая причина потери баллов в большинстве заданий первой части, кстати.
Причина вторая
Невнимательность, как бы банально это не звучало. Многие такие ошибки связаны с нехваткой практики. При достаточном её количестве, частота этих ошибок существенно снижается.
Третья причина
Нехватка опыта, навыка. Это когда ученик не видит решения не из-за недостатка смекалки или математической логики, а потому, что слишком редко сталкивается с этим приёмом. Или не сталкивается вообще.
Четвертая причина
Самая печальная и, если так можно выразиться, трудно преодолимая. Иногда ее сложно отделить от третьей.
Это интеллектуальные ограничения.
У всех уровень математической логики и природной смекалки разный. Поэтому один и тот же результат может быть для одного ученика большим достижением, а для другого – большим провалом. Даже при прочих равных условиях - исходного уровня знаний, интенсивности занятий, мотивации, упорства, и тому подобного.
Поэтому, важна не только цифра баллов, набранных на ЕГЭ
Важно понимать - как так получилось. Учитывать описанные выше причины. А не только смотреть на цифры.
До 40 баллов. Низкий уровень
В первой части не менее 7 из 11 заданий (на момент 2023 года) решаются элементарно, в 1 – 2 действия. 7 правильных ответов соответствует 40 баллам. Это минимальный порог, при котором можно подавать документы в ВУЗы.
Более низкий результат свидетельствует как минимум об одной из трёх вещей.
Вариант 1. Наличие явных пробелов в знании школьной программы. Незнание стандартных формул, свойств, и алгоритмов решения типовых задач.
Вариант 2. Большое количество ошибок по невнимательности при наличии базовых знаний.
Вариант 3. Недостаток математической логики. Сниженный интеллект в области математики.
Тут всё очевидно. В первую очередь - восполнять пробелы. Практиковаться. И читать мою статью про ошибки по невнимательности:-). Ссылку дам ниже.
От 40 до 70. Средний уровень. От тройки до твёрдой четвёрки
Балл порядка 64-76 говорит о том, что ученик владеет всеми темами школьного курса математики. Как минимум, на базовом уровне.
Также, он не допускает большого количества глупых ошибок. Видит большинство типовых приёмов решения относительно несложных задач, которые сводятся к стандартным алгоритмам. Это вся первая часть, и задания под номером 12,14,15 второй части.
Но действительно сложные задания, требующие хорошей математической смекалки и глубоких знаний, ученику, который набрал эти баллы, в большинстве случаев, недоступны.
Примерно 70 баллов соответствуют твёрдой четвёрке. И это - тот самый результат, который при должном старании вполне достижим для большинства учеников. По моим наблюдениям, этот балл - потолок для ученика со среднестатистическими способностями. Больших результатов со средними способностями достичь затруднительно. Разве что, если много времени, упорства и мотивации.
76+
Более высокий балл говорит об отличных знаниях школьной программы. И, в большинстве случаев, - о высоких способностях в области математики. По моему опыту скажу, что больше половины выпускников не способны превысить этот порог.
Даже если они будут заниматься упорно, добросовестно, и каждый день, гарантий никаких. Тут, в качестве метафоры, можно провести аналогию со старой машиной - вряд ли она сможет разогнаться до 200 километров в час, даже если дорога хорошая и всё время жать на газ.
Конечно, люди – это не машины и математические способности в некоторой степени поддаются тренировке. Но это – долгий процесс.
Я всегда говорю родителям, что если трудности ребёнка связаны исключительно с нехваткой информации – устранить их, как правило, можно достаточно быстро. А вот если проблемы с математической логикой – добиться успеха будет намного труднее.
И, если времени до экзамена достаточно много, то и этот потолок постепенно можно пробить. Такие случаи в моей практике бывали. Однако, ещё раз повторю. Будет трудно и не будет гарантий.
Большие способности
А вот для тех, у кого высокие способности к изучению математики, примерно с этого балла, 76, испытание только начинается.
Для таких ребят интерес представляют только задания 13, 16, 17, и 18. Остальные задания им будут даваться достаточно легко. И, при наличии времени на подготовку, они реально могут рассчитывать на высокий результат - 80 и выше. Но тут важно не путать желаемое с действительным и адекватно оценивать свои возможности.
Подводя итог, дам 3 полезных совета
Совет 1.
Если репетитор утверждает, что у него средний балл 80 или выше – он либо лжёт (в целях рекламы), либо изначально берёт только сильных учеников. Если человек вас с самого начала вводит в заблуждение – стоит задуматься есть ли смысл иметь с ним дело.
Совет 2.
Если вы занимайтесь с репетитором полгода по 2 раза в неделю, а результат ниже 40 это плохо. О причинах я уже говорил. И, как вариант, репетитор может быть слабым. Если у ученика с остальными предметами всё хорошо, тоже стоит, если так можно выразиться, копнуть в этом направлении.
Совет 3.
Не стоит ориентироваться только на цифры, копать нужно глубже, и один и тот же результат, может говорить о разном. Нужно смотреть причины
Вроде всё самое главное сказал. Подходите к теме с умом. И что-то получится.
Остались вопросы? Почему именно 76 баллов, например? Добро пожаловать в комментарии. Отвечу.