Настоящее имя Венелина — Георгий Гуца. Юрий Венелин - выдающийся русский славист закарпатского происхождения, один из родоначальников славистики, открывший миру болгар.
В 1823 году Венелин вместе с двоюродным братом бежал от религиозных притеснений в Россию. Закончил медицинский факультет Московского университета, работал домашним учителем, причем среди его учеников были Константин и Иван Аксаковы, будущие идеологи славянофильства.
В 1829 году вышла первая книга Венелина «Древние и нынешние болгаре».
Венелин впервые описывал современных болгар как этнографическую и историческую реальность; в его книге болгары, которых еще недавно смешивали с сербами, впервые за предшествующие столетия представлены были как самостоятельный народ. Внезапная смерть Венелина в 1839 году вызвала в Болгарии многочисленные отклики; нарождающаяся болгарская интеллигенция находилась под огромным воздействием его славянофильских идей и считала себя в долгу перед русским учёным. На могиле Венелина, похороненного на кладбище Данилова монастыря, представители болгарской эмиграции в России поставили надгробный памятник с посвящением: «Он первый напомнил свету о забытом, но некогда славном и могущественном племени Болгар и пламенно желал его возрождения».
Венелин не делил русских на белорусов, москалей, украинцев, закарпатцев и т.п. в ряду других славянских народов, а провозглашал единство русского массива, называя всех нас «россиянами» (30-е годы XIX века): «Главнейшие отростные народы Славянские суть: Россияне, Булгары, Поляки, Чехи, после сих: Моравци (чешское племя. – М.Б.), Силезцы (польское племя. – М.Б.), Серби, Стирийци, Каретанцы, Венеды, Каринолцы, Кроаты, Славонци, Далматы и проч.
Из всех сих отраслей одни Россияне (свободны. – М.Б.), кроме Галицийских и Венгерских, коих всех есть до 2 500 000, прочие же, или по праву наследства, или по праву оружия зависимы от иноплеменных господ своих» (Несколько слов о Россиянах Венгерских, и также одно словцо Историческое о Православной Греко-Восточной Церкви в Венгрии//«Материалы по истории возрождения Карпатской Руси» (Собрал И.С. Свенцицкий) Львов, 1905. С. 86)
Ю.Венелин писал: «Велико-Росс с так называемым Мало-Россом объясняться может довольно свободно сколько ему угодно. Следовательно, оба Русския наречия гораздо сроднее, нежели наречия многих других языков» (Об украинском правописании// «Материалы по истории возрождения Карпатской Руси» (Собрал И.С. Свенцицкий) Львов, 1905. С. 119)
В статье «Об украинском правописании» Венелин составил таблицу европейских народов с отметкой об их численности и количестве наречий. Народы численностью от 1 до 39 миллионов с количеством наречий от 3 до 9. Обычно, если мы где-то выигрываем в количестве, то проигрываем в качестве. И наоборот. Но… Русский народ среди других европейских, с точки зрения Венелина, обошел все остальные и в количестве, и в качестве: при самой большой численности в 42 миллиона русский язык разделен всего на 2 наречия: северно-русское и южно-русское (белорусский язык в согласии с многими другими славистами, Венелин считал частью северно-русского наречия): «Всякий народ, всякий язык растерзан, по несчастью на наречия. И всякий народ, по счастью, стремится обобщить, сплавить одним наречием свои разросшиеся члены, ветви. Это стремление происходит из чувствва самосохранения, усиления себя, упрочения своей независимости, своего счастья… Из всех Европейских языков (народов) самый развитый есть Русский, который заключает в себе более 42 миллионов и только два наречия: Северно-Русское и Южно-Русское (Мало-Русское). Поздравляю тебя, о земле Русская, необозримая от Севера до Юга, от восхождения Солнца до Запада!» » (Об украинском правописании// Материалы по истории возрождения Карпатской Руси (Собрал И.С. Свенцицкий) Львов, 1905. С. 117,118)
В своей работе "Спор между южанами и северянами насчет их россизма" Венелин писал о недалекости великороссов:
"По мнению москвитян, например, тот только настоящий русский, кто умеет гаварить па-настоящему, т.е. па-русски, а это значит: по-северному. Но горе южанину; вы можете знать в совершенстве северное русское наречие или так называемый русский язык; можете даже почти совершенно подделаться под северный выговор; но горе вам, если вы спотыкнулись в малейшем оттенении в выговоре, – вам скажут: «Вы верна из немцов?» или «Вы верна нездешний?», и тогда, любезный мой южанин, называйся, как тебе заблагорассудится, – испанцем, пруссаком, халдейцем или тарапанцем, – все равно, все тебе поверят, и как ты ни вертись, ни божись, все ты не русский! Но ты скажешь, что ты малоросс – все равно, все ты не русский, ибо московскому простолюдину чуждо слово росс; и будет ли этот росс велик или мал, для него все равно, только он убежден, что он не русский, а поляк, или хохол, или литва, или казак, или украинец, или что-либо похожее; словом, что он не свой. И в самом деле, можно ли человека почесть своим, который не носит красной или цветной рубашки, называет щи борщом и не гаварит харашо, а добре!"
Собственно, что-то изменилось с тех пор, но многое и осталось