Найти тему
Реальное время

Огромный потенциал и альтернатива более опасному автомобилю: как в Москве обсуждали будущее электросамокатов

Оглавление

Настоящее и будущее регулирования использования и размещения СИМ обсудили в Москве на международной отраслевой конференции микромобильности «Съезд на СИМ»

Фото: realnoevremya.ru/Татьяна Демина
Фото: realnoevremya.ru/Татьяна Демина
Если раньше наступление весны символизировал прилет птиц, то теперь о вступлении ее в свои права говорит появление на улицах городов электросамокатов. Сервисы кикшеринга, к работе которых в России относятся противоречиво, а в Париже и вовсе запрещают, прочно вошли в обиход горожан, живущих в быстром темпе и не желающих терять свое время. За ними, как уверяют эксперты, будущее. Повторение французского сценария России не грозит, поскольку модель здесь все же другая, более системная. О том, как относятся к СИМам Минтранс и МВД России, сможет ли Казань в перспективе транслировать свой опыт работы с сервисами кикшеринга на федеральный уровень и почему электросамокаты безопаснее автомобилей — в материале «Реального времени».

Сэкономить до 70 часов в год

Настоящее и будущее электросамокатов и прочих средств индивидуальной мобильности обсудили 6 апреля в Москве на международной отраслевой конференции микромобильности «Съезд на СИМ». Площадка собрала представителей как федеральной власти — Министерство транспорта, Минстрой и МВД, так и региональной — Москвы и Санкт-Петербурга, главных игроков рынка — Whoosh, «Юрент» и Яндекс Go, экспертов из разных отраслей. И все как один уверены — за самокатами будущее.

Директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Сергей Семенов напомнил, что электросамокаты сейчас попадают в категорию средств индивидуальной мобильности, популярность которых растет. С их помощью в год человек может сэкономить до 70 часов, что не так уж и мало.

-2

Один из самых остров вопросов в сфере средств индивидуальной мобильности — инфраструктуру. Нередко случаются конфликтные ситуации между пешеходами и теми, кто использует СИМ. Избежать их, по словам Сергея Семенова, поможет лишь разделение транспортных потоков — то есть надо развивать велодорожки, протяженность которых в стране на сегодняшний день составляет всего 5 тысяч км, тогда как, например, в Германии — 83 тысячи км.

— Нам нужно стремиться к аналогу. Как я уже сказал, развитие велосипедной инфраструктуры позволит разделить потоки участников дорожного движения, имеющих разную скорость. Соответственно в России, скорее всего, по экспертным оценка , должно быть не менее 100 тысяч км для того, чтобы нам эти потоки разделить, — заявил спикер, призвав города «учитывать данное обстоятельство» и закладывать велосипедные дорожки в планы развития инфраструктуры.
Фото: realnoevremya.ru/Татьяна Демина
Фото: realnoevremya.ru/Татьяна Демина

Сергей Семенов заявил, в прошлом году россияне совершили свыше 100 миллионов поездок на электросамокатах. При этом чуть больше четверти из них — 26 миллионов — пришлось на Москву.

— Я могу точно сказать, что мы приветствуем развитие систем кикшеринга, потому что, на самом деле, пользователи кикшеринга волей или не волей являются более дисциплинированными участниками дорожного движения в силу того, что кикшеринг имеет ограничение по скорости (25 км/час) , зоны ограничения по скорости и так далее, — заявил Сергей Семенов.

Правовое регулирование парковок электросамокатов отстает

Следующий вопрос по инфраструктуре — парковки. Этой весной Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России, рассмотрев обращение Ассоциации операторов микромобильности, выдал правовое заключение по теме регулирования размещения электросамокатов в городах. Эксперты указали, что сфера действия постановления кабмина №1300 и Закона о торговле не распространяется на СИМы, в том время в некоторых регионах власти применяют именно их.

Как напомнил и.о. заведующего лабораторией правового регулирования информационных технологий и защиты информации ИЗИСП при Правительстве России Павел Кабытов, что до последнего времени на федеральном уровне, если не брать правила дорожного движения, каких-то норм, связанных с работой сервисов кикшеринг не было. Хотя те же ПДД ограниченно регулировали «многообразие вопросов», возникающих в связи с их использованием и размещением.

-4

Отсутствие федеральных норм привело к тому, что на региональном и муниципальном уровнях сложился целый ряд подходов к тому, как урегулировать вопросы размещения электросамокатов на их территории. Различные точки зрения можно встретить и в практике судов.

  • В целом сложилось четыре таких условных модели. Первая предполагает, что место места размещения электросамоката — это пункт аренды, что предполагает прохождение определенной процедуры согласования этой точки и получения земельного участка. Второй подход предполагает, что это нестационарный торговый объект, третий — соглашение между властями и сервисами кикшеринга, а четвёртый — комплексное муниципальное регулирование, в том числе рамок полномочий по благоустройству территорий. Широкое распространение получили именно первые два варианты, хотя они, как утверждает Павел Кабытов, вызывают много вопросов о допустимости их применения с теоретической точки зрения.
Фото: realnoevremya.ru/Татьяна Демина
Фото: realnoevremya.ru/Татьяна Демина

Он обратил внимание, что кикшеринг — это не торговля, аренда самокатов явно не связана с продажей товаров, а нестационарный торговый объект — это всегда деятельность, связанная с приобретением и продажей товаров. Практику регионов, применяющих к размещению электросамокатов нормы по аналогии с регулированием работы нестационарных торговых объектов, эксперт назвал оспоримой, хотя она имеет место быть.

Путь повышения безопасности дорожного движения

Поговорили и о порой плачевных последствиях использования электросамокатов. Начальник ФКУ «НЦ БДД МВД России» Дмитрий Митрошин констатировал, что ежегодно количество аварий с участием средств индивидуальной мобильности растет, увеличивается и число погибших, пострадавших. Однако такой статистике в МВД находятся вполне логичное объяснение и относятся к электросамокатов вполне спокойно.

-6

Развитие микромобильности он назвал одним из путей повышения безопасности дорожного движения. Это часть формирования устройствах транспортных систем, что является мировым трендом.

Затем он озвучил четырехлетнюю статистику по ДТП с участием СИМ, обратив внимание, что в эту категорию попадают не только электросамокаты, но и мопеды и электровелосипеды. За 2022 год в России произошло свыше 900 таких аварий, в которых пострадала почти тысяча человек, а 19 — погибли. Для сравнения, в 2019 и 2020 годах жертвами стали лишь семь граждан.

Фото: realnoevremya.ru/Татьяна Демина
Фото: realnoevremya.ru/Татьяна Демина

Поддержал мысль Дмитрия Митрошина и доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили» МАДИ Виталий Гаевский. По его подсчетам, элекросамокаты в разы безопаснее автомобилей.

-8

Виталий Гаевский рассказал, что пользование компактных транспортом, куда он относит электросамокаты, растет лавинообразно. Растут их продажи, увеличивается их парк у сервисов кикшеринга. Так, согласно представленной им информации, по итогам 2022 года курьеры на электросамокатах и электровелосипедах проезжали по 1 миллиону километров в день.

Фото: realnoevremya.ru/Татьяна Демина
Фото: realnoevremya.ru/Татьяна Демина

Об опыте Казани и Парижа и примере Челнов

Казань, хотя и третья столица России, и город, где сервисы кикшеринга развиваются и планируют расширять свою деятельности дальше, в том числе на отдаленные от центра места, свой опыт на федеральной площадке не презентовала. Хотя, как уверен основатель Whoosh Дмитрий Чуйко, вполне могла бы сделать это.

-10

Внимание уделили опыту Санкт-Петербурга. И не удивительно, ведь именно там несколько лет разгорелась скандальная история, связанная с электросамоками, привлекшая внимание СКР. Теперь же к опыту Северной столицы обращаются не только другие регионы России, но и даже некоторые европейские страны.

Что касается европейских стран, то собравшиеся эксперты, конечно же, не смогли пройти мимо нашумевшей темы — запрета кикшеринга в Париже. По их мнению, в России такой сценарий невозможен.

— Нам с коллегами кажется, что мы в России работаем по более правильной модели, нежели операторы в Европе, когда, собственно, самокаты разбросаны везде. Вот мы все-таки работаем с конкретными точками парковок. Это сильно помогает городу в упорядочивании этого всего движения. Не секрет — недавно в новостях была история про Париж, что там запретили самокаты. У меня сегодня утром представители СМИ спрашивали, что вы думает про Россию. Я думаю, что здесь модель работает более правильно. Мы изначально строили с городами более правильно. Мы когда в 2019 году запускались, нам город тогда сказал: «Слушайте, у нас есть семь парковок, которую мы там строили с 2014 года, вот используйте эти парковки». Мы сначала сильно расстроили, а потом так подумали и решили, а почему нет, — рассказывал Дмитрий Чуйко.
Фото: realnoevremya.ru/Татьяна Демина
Фото: realnoevremya.ru/Татьяна Демина

При этом регуляторику на уровне городов все же надо «допилить», особенно с точки зрения предоставления для электросамокатов парковочных мест. Но если дальше органично развиваться, проблемам как в Париже избежать получиться, считает он.

— Наше основное видение, что основная рамка создана и это хорошо. Теперь ее нужно адаптировать в каждом конкретном городе и там не переборщить с точки зрения запретов, — заявил Дмитрий Чуйко.

И в этот момент на сцене вспомнился Татарстан. К примеру слов спикера решили привести один из его городов, история с которым прогремела в прошлый сезон электросамокатов.

— Как в Набережных Челнах, например, — добавила к словам Дмитрия Чуйко модератор сессии «Регулирование», директор музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Спикер в свою очередь на это заявил, что «есть разные пример», и продолжить говорить о том, с какими запретами не стоит борщить. В их числе и скорость электросамокатов. В целом же он, как представитель бизнеса в сфере кикшеринга, доволен рамками, установленными властями России.

Спасибо за внимание!

Читайте также:

Прятать в метро и копить средства защиты: как в случае военного времени будут работать ведомства Татарстана?

БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ И СВЕЖИХ НОВОСТЕЙ НА КАНАЛЕ "Реального времени" -
Нажмите, чтобы перейти ко всем публикациям.