Александр Николаевич Бучин – человек, который в годы Великой Отечественной войны был личным водителем Георгия Константиновича Жукова.
О маршале Победы теперь вспоминают не только 9 Мая – когда мы отмечаем праздник «со слезами на глазах». О Жукове еще в 90-х начали рассказывать всякие странные истории. Дескать, Георгий Константинович солдат не жалел, говорил, что «бабы еще нарожают». Стали рассказывать и о том, что маршал был так себе полководцем. В общем, была попытка принизить всё советское, в том числе и Великую Победу, которой добился как советский солдат, так и всем известный маршал.
То, что Жуков не говорил про «баб» - это факт. Уже доказано, что фраза однажды прозвучала, но её автором был совсем другой человек.
Что касается остального, то я призываю изучать разные источники, сопоставлять факты, изложенные в них. И тогда станет понятно, каким, на самом деле, был Георгий Константинович Жуков.
Одним из неплохих источников является книга «170000 километров с Г.К. Жуковым» - это мемуары А.Н. Бучина – того самого водителя маршала.
Биография
Александр Николаевич Бучин родился в 1917 году, в непростое время. Отец его был военным шофером. И сын решил пойти по стопам родителя. Бучин-младший тоже начал служить, участвовал в автомобильных соревнованиях, организованных в военном округе.
Когда началась Великая Отечественная, Александр Николаевич служил шофером, но не был еще личным водителем Жукова. Эти люди познакомились, можно сказать, случайно.
Однажды Бучин ехал по каким-то своим делам и увидел на дороге автомобиль. Над машиной «колдовал» коллега. По всему было видно, что транспорт сломался. Бучин остановился, предложил свою помощь и посодействовал в починке авто. И тогда он увидел Георгия Константиновича, который вышел из автомобиля и предложил Александру Николаевичу должность своего личного водителя.
Каким был Жуков: мнение водителя
Александр Бучин много написал про Георгия Константиновича. Некоторые интересные моменты:
1. Жуков, вопреки стереотипу, был человеком довольно мягким. По крайней мере, он редко раздражался, кричал. Приказы военачальник отдавал всегда спокойным голосом. Это, конечно, удивительно.
2. Вспоминал Бучин, что Георгий Константинович общался с водителем очень уважительно. Казалось бы: серьезная разница в возрасте – больше 20 лет, такая же большая разница в званиях. Но Георгий Константинович, по словам Бучина, всегда называл водителя по имени и отчеству. Такое у него было правило.
3. Жуков постоянно куда-то спешил. Если он ехал на автомобиле куда-либо, то остановки были редкие и короткие. Максимум – умыть лицо.
А что было с лицом? Жуков с Бучиным мотались по пыльным дорогам. Как вспоминал шофер, к концу дня Георгий Константинович был похож на африканца больше, чем на русского человека.
Вспоминал Бучин и о том, что Жуков любил женщин. Однажды на какой-то дороге военачальник заметил бредущую куда-то женщину, он приказал Бучину остановить автомобиль. Даму подвезли. Так у Георгия Константиновича завязался роман с фельдшером Захаровой. Впрочем, как писал Бучин, женщина была слишком ранимой, солдатские шутки её могли довести до слез. А Георгия Константиновича такой юмор искренне радовал.
В Берлине
Нужно вспомнить о двух эпизодах из того времени, когда Жуков с Бучиным были в столице Германии.
Когда Георгий Константинович посетил здание рейхсканцелярии, то он отметил: «Место плохое. Мрачное. А мысли людей, которые здесь строили планы, были еще мрачнее».
Поставил свой автограф Жуков на здании Рейхстага. Правда, это было непросто сделать, потому что места для подписи почти не было – каждый советский солдат хотел отметиться.
После войны
Пути-дорожки маршала и его водителя разошлись. Александр Николаевич Бучин устроился в «Совтрансавто», водил огромные автовагоны, ездил за пределы Советского Союза.
Интересно, что Александр Николаевич не ушел на покой, даже когда ему исполнилось 60 лет. Он всё ездил и ездил. Иногда его спрашивали: «Вы не устаете, в своем-то возрасте?». Александр Николаевич улыбался и говорил: «Я закаленный!». И это была чистейшая правда, ведь, если верить Бучину, он в годы войны проехал 170 тыс. километров. Или даже больше. В принципе, за 4 года войны не так уж и много – по 40-45 тыс. километров в год. Хоть и немало. Но нужно учитывать тот факт, что это были военные годы. Ездить приходилось не по хорошим трассам, а по грунтовым дорогам. Часто – под бомбежками.