Итак, после того как итальянские подводные лодки покинули Красное море Реджина Марина Итальяна предложила свои услуги своим немецким союзникам и перебросила часть лодок в Бордо, для действия в Атлантике. Правда анализ первых походов показал, что итальянские подводники как то не очень "эффективно" действуют, и немцы решили "разобраться в чем тут дело"... И забегая вперед скажем - разобрались.
Продолжение, начало ЗДЕСЬ
Итак, немецкие подводники решили более внимательно изучить методику подготовки личного состава и тактику использования итальянских лодок. Оказалось, что основной упор у итальянцев делается на атаку одиночного судна из подводного положения, когда цепь попадает на позицию, где дежурит лодка. К тому же, небольшие просторы Средиземного моря и большое количество целей на его берегах обусловили сильное артиллерийское вооружение субмарин, которые его часто использовали. Правда, для более эффективного использования артиллерии рубка лодки удлинялась, тумбы перископов, козырек рубки располагались значительно выше наблюдателей, что в свою очередь негативно сказывалось на скрытности субмарины в надводном положении.
Очень серьезным недостатком оказалась привычка-итальянцев плавать с открытым рубочным люком. Более того, даже конструктивно не предусматривалась шахта подачи воздуха к дизелям при закрытом люке. Боевая практика показала, что системы воздухообмена на лодках изготовлены с серьезными инженерными ошибками, которые заметно снижали боеспособность экипажа. Выяснилось, что личный состав подготавливался по устаревшим правилам, не предусматривавшим совместные действия с авиацией или прорыв охранения конвоев, а также совместные действия. Неутешительные выводы надо сказать.
Все эти недостатки становились особенно очевидными и удивительными, если учесть, что итальянский подводный флот являлся единственным в мире, прошедшим серьезную боевую проверку в межвоенный период. Итальянские подводные лодки за время гражданской войны в Испании (1936-1939 гг.) выполнили 108 боевых походов, поддерживая блокаду испанского побережья в помощь франкистам (немцы сделали всего 2 выхода). Итальянские подводники потопили 6 судов, несколько раз попадали под атаки английских военных кораблей, осуществлявших международный контроль, а англичане глубинных бомб не жалели. Из того факта, что британский флот не смог потопить ни одной лодки, англичане сделали вывод в пользу резкой интенсификации исследований в области противолодочной обороны.
В тоже время итальянцы широко применяли артиллерию для атаки судов и обстрела прибрежных городов, не потеряли ни одной лодки, хотя англичане устраивали облавы десятком кораблей сразу при участии авиации. И из всего этого в Реджиа Марина сделали "Успокаивающий" вывод, что у них "все в порядке". Теперь, когда оказалось, что условия Атлантики совсем не похожи на средиземноморские, адмирал Парона принялся ликвидировать недостатки. На верфи в Бордо начали переделывать рубки некоторых итальянских лодок по немецкому образцу. На курсах в Балтийском море, где тренировались итальянские подводники, особое внимание стали уделять решению тактических задач с учетом опыта войны.
Чтобы продлить период привыкания, итальянцам выделили для самостоятельных действии районы западнее и южнее тех, где охотились немцы. Действуя против не охраняемых одиночных судов, итальянцы вроде выправили положение: соотношение потопленного тоннажа на лодку по сравнениями с немцами выросло до 1:3. Так, капитано ди корветта Лонгобардо показал, что не зря учился у Кречмера. Оперируя в районе Ирландии, 15 января он потопил «грека» «Немеа» (5101 брт) и «норвежца» «Браск» (4079 брт), на следующий день - еще один греческий пароход «Николас Финис» (3111 брт) и 28 -го - британский теплоход «Урла» (5198 брт). За такие успехи его немедленно наградил Железным крестом лично Гитлер.
В феврале немцы, ободренные успехами союзников, снова попробовали действовать по единому плану, тем более, что в тот момент они имели боеготовыми 18 лодок, а итальянцы -25! 18 февраля вышел приказ о передислокации итальянских лодок в районе южнее Исландии для преодоления цепочки субмарин, стерегущих противника.
Результат сказался почти мгновенно: уже на пятый день «Бианчи» (тип "Маркони") выстрелила три торпеды по вражеской подводной лодке, которой оказалась «почему-то» немецкая U107, к счастью торпеды прошли мимо. Итальянцы старались как могли, взаимодействуя и с немецкими лодками, и с авиацией дальнего действия. Так 24 февраля все та же «Бианчи» потопила английский пароход «Линариа» (3385 брт), отставший от конвоя ОВ288 и обнаруженный самолетом «Кондор».
В марте итальянцы выполнили 12, а немцы – 13 походов, но на каждую немецкую лодку пришлось 17591 брт, а на итальянскую - 655 брт «добычи». Как говорится - "не густо".
Весной 1941 года к итальянцам прибыло подкрепление, но общее положение не изменилось, хотя в боевых действиях принимало участие 30 субмарин. 15 мая 1941 года итальянская и немецкая стороны пришли к следующему соглашению: итальянские лодки действуют в трех обособленных районах западнее Гибралтара, на подходах к Фритауну и южнее района развертывания немецких лодок в Северной Атлантике.
Для справки: Большая подводная лодка "Мишеле Бианчи" тип "Маркони", водоизмещение: 1036/1465 т, 76,5х6,81х4,72; мощность ЭУ (2 дизеля/2 электромотора) - 3600/1500 л.с., скорость - 17,4/8 узла, дальность плавания - 10500 (8) миль/110 (3) мили, вооружение - 1х1-102-мм/47, 2х2-13,2-мм пулемета, 8-533-мм ТА (4 носовых, 4 кормовых, 12 торпед), экипаж - 50 человек
Реализуя соглашение, с 25 мая по 16 июня к западу от Гибралтара оперировала группа из семи подводных лодок. Еще одна группа действовала там же с 24 июня по 7 июля. Еще 4 июля на присоединение к этой группе последовала из Бордо лодка «Бианчи» и больше на связь не выходила. Вероятнее всего она стала 5 июля жертвой торпед лодки «Тигрис» (хотя через два дня о победном атаке донесла лодка «Северн», шансы «Тигриса» предпочтительнее).
Иногда итальянцы показывали свою высокую артиллерийскую подготовку: «Маркони» с 11 по 14 августа наводила свои лодки на обнаруженный конвой, а затем в последний день потопила одиночный пароход «Сад» (2589 брт), истратив всего 25 снарядов. До вступления в войну США в декабре 1941-го итальянцы действовали в районе Азорских островов, а потом - в Карибском море и у берегов Бразилии. Но не только низкая результативность сказывалась на взаимоотношениях немцев и итальянцев.
Определенные трения в отношениях между союзниками внесла гибель
лодки «Маркони». Она вышла из Бордо 5 октября, получила приказ атаковать конвой HG 74, замеченный в полночь 23 октября с подлодки
U71. Последний раз лодка вышла на связь в 11.30 29 октября и пропала примерно в 300 милях западнее Гибралтара. Усиленно циркулировали слухи, что ее потопила ошибочной атакой U67 в тот же день.
Однако согласно официальным германским сообщениям, эта субмарина с
сентября по декабрь в море не выходила. Действительно, U 67 потопила английский транспорт 24 сентября, а следующая результативная атака приходится только на 16.02 42. Тем не менее капитан-лейтенант Гюнтер Мюллер-Штокхайм оставлен "в сильном подозрении" у итальянцев, и эта версия периодически появляется на страницах морских издании до настоящего времени.
Действуя в одиночку в районах, где не было еще такой плотной противолодочной обороны, итальянцы иногда добивались определенных успехов. Наиболее известной операцией, в которой они приняли участие вместе с немцами, стала эвакуация экипажей рейдеров «Атлантис» и судна снабжения «Питон».
2 ноября 1941 рейдер «Атлантис» в южной части Атлантики встретился с лодкой U126 капитан-лейтенанта Бауэра. Пока лодка принимала топливо, на горизонте показался английский крейсер «Девоншир» и издалека несколькими точными залпами послал рейдер на дно. Субмарина не смогла атаковать крейсер, но, когда он ушел, всплыла и подобрали уцелевших членов экипажа, сидящих на плотах и в шлюпках. Их оказалось около 100 человек. На помощь U126 вышли U124 капитан-лейтенанта Мора и U129 капитан-лейтенанта Клаузена. Одновременно в предполагаемую точку встречи было направлено судно снабжения «Питон» с приказом принять на борт спасенных.
Хотя точка встречи была выбрана в 1700 милях от места гибели «Атлантис», англичане вычислили ее по данным радиоразведки. «Питон», приняв спасенных через 4 дня после гибели «Атлантис», продолжил операции по заправке лодок топливом. 1 декабря «Питон» заправлял лодки U68 капитан-лейтенанта Мертена и UA капитан-лейтенанта Эккермана. Так же неожиданно на горизонте появился крейсер «Дорсетшир». Лодки погрузились, UA даже смогла выпустить трехторпедный залп по «англичанину», но промахнулась. Чтобы избежать лишних жертв, экипаж «Питон» затопил свое судно. После ухода крейсера подлодки всплыли и начали решать проблему - как разместить на борту 414 моряков, сидевших в шлюпках, на плотах и на единственном моторном катере. Старший группы капитан-лейтенант Мертен вместе с командиром «Атлантис» капитаном Рогге разбили людей на три партии. Одна спустилась в субмарины, вторая сидела в шлюпках, которые буксировали подлодки, а последняя расположилась на палубах лодок на резиновых плотах впереди и позади рубки. В случае экстренной необходимости лодки могли погрузиться, а спасенные остались бы в шлюпках и автоматически надувающихся плотах. Весь караван взял курс на север.
6 декабря подошли U126 и U129. Теперь спасенных распределили по четырем лодкам и обратились за помощью к итальянцам. Севернее островов Зеленого мыса на помощь подошли "Луиджи Торелли" (тип "Маркони"), «Джузеппе Финчи», «Энрико Таццоли» и « Пиетро Калви» (тип "Калви") . Спасенных разделили поровну между всеми восемью лодками, и скорость перехода значительно возросла. Условия на подводных кораблях из экстремальных стали просто тяжелыми, но выбирать не приходилось.
Для справки: Крейсерская подводная лодка типа "Калви", водоизмещение: 1310/1525 т, 84,3х7,7х5,2; мощность ЭУ (2 дизеля/2 электромотора) - 4400/1800 л.с., скорость - 16,8/7,4 узла, дальность плавания - 13400 (8) миль/80 (4) мили, вооружение - 2х1-120-мм/45, 2х2-13,2-мм пулемета, 8-533-мм ТА (4 носовых, 4 кормовых, 16 торпед), экипаж - 77 человек
Чтобы не представлять из себя слишком выгодную цель, лодки рассредоточились и пошли с интервалами. Первыми в Сен-Назер в рождественскую ночь пришли U68 и UA.Остальные корабли подошли в базы Бискайского залива до конца года, оставив за кормой более 5000 миль, из них более 3000 итальянцы и немцы шли вместе (умели взаимодействовать когда надо).
Так закончилась крупнейшая за всю войну" подводная" спасательная операция. Но война продолжалась.
Окончание следует....
P.S.По материалам П.В.Боженко, с благодарность и уважением!