Найти тему
Artemisia Studio

Зрение и изображение.

В повседневной жизни человека основная часть его действий зависит от зрения. Профессиональная деятельность художника полностью основана на работе зрительного аппарата. Но человек видит не глазами, а мозгом. Доказательство этому – наши сновидения, которые мы видим с закрытыми глазами. Глаз только даёт мозгу материал для построения субъективного пространства зрительного восприятия. Художник на плоскости листа или холста создаёт иллюзию пространства, картину которого дал мозг.

Перед художником во все времена стояла парадоксальная задача изображения объёма на плоскости и решалась она разными способами. Мы можем перечислить признаки глубины, которые возможно передать на картине.

  1. Перекрытие. Ближние предметы закрывают дальние.
  2. Уменьшение объекта по мере удаления.
  3. Чем предмет дальше, тем он ближе к линии горизонта.
  4. Дальние предметы видны сквозь голубоватую дымку.

Из них четвёртый признак не имеет геометрической природы. Сейчас мы будем говорить только о геометрии картины.

Геометрию картины и проблемы зрительного восприятия изучал один из основателей космонавтики, учёный, философ, Б.В. Раушенбах.

Картина художника эпохи Ренессанса, древнерусская икона, полотно Пикассо – это разные методы изображения пространства.

Рафаэль Санти. Афинская школа.
Рафаэль Санти. Афинская школа.
Андрей Рублёв. Троица.
Андрей Рублёв. Троица.

Образ, созданный глазом, может быть обоснован научно. С мозгом – сложнее, он ещё недостаточно изучен. Но исследования психологов доказали, что человек видит мир совсем не по законам ренессансной перспективы хотя бы потому, что имеет два глаза и умеет двигать головой и менять направление взгляда.

Системы перспективы.
Системы перспективы.

Первое изображение табуретки кажется нам наиболее правдивым потому, что мы выучены на принципах линейной ренессансной перспективы. Но не выученный человек честно нарисует, как видит. А видит он более развёрнутый вариант сидения. В двух других вариантах сидение изображено правильно, но искажение происходит либо с ножками, либо табуретку невозможно поставить на плоскость пола. В истории искусства мы найдём все три типа изображения. Существует неограниченное число систем научной перспективы.  Отдельно разобрать даже десятка систем не представляется возможным в рамках лекции. Каждая имеет свои преимущества и свои погрешности. Ни одна не может быть идеальной, ни одна не может стать эталоном. Задача изображения глубины не имеет однозначного решения.

Ренессансная перспектива лучше передаёт объекты, находящиеся в отдалении от художника и бессильна в передаче близких и небольших предметов. Ближайшие от художника 2-3 метра дают чудовищные искажения. Именно поэтому целые поколения художников «пропускали» и затеняли первые планы, отодвигая главные объекты изображения на средний план.

Художники средневековья не боялись изображать близкие предметы, пользуясь аксонометрическим способом изображения. Для этой цели аксонометрия идеальна. Но искажение дальних планов выглядит катастрофически.

Существуют и неперспективные методы передачи пространственности. Мы пользуемся не только художественными изображениями предметов, но и чертежами. Это тоже возможность узнаваемо изобразить предмет.

В некоторых культурах перспективой не пользовались. Например, к изображению пространства в древнеегипетском искусстве применяют термин «аспектива» - передача не видимости предмета, а знаний о нём.

В средневековом искусстве использовали синтез перспективных и неперспективных методов изображения. Художник только может выбрать систему, наиболее соответствующую его задачам и маскировать погрешности.

Понравилась статья?

Лайк и подписка станут поддержкой развития нашего канала🎨

Мы вконтакте | Наш сайт