Когда речь заходит об отечественных производителях танков, почти всегда в этом случае вспоминается знаменитый нижнетагильский «Уралвагонзавод», единственное сегодня в стране предприятие, изготавливающее современные танки Т-90М «Прорыв», а также модернизированные Т-72Б3М.
Однако вплоть до 1998 года в Омске и по 1990 г. в Ленинграде собирались по-своему уникальные отечественные танки Т-80У и Т-80БВ с газотурбинной силовой установкой. В годы холодной войны предполагалось, что эти машины, способные разогнаться до 80 км/ч, станут основной ударной силой первого эшелона для прорыва натовских укреплений на Западной границе СССР и завоевания Европы в случае начала третьей мировой.
Уже после распада СССР в 1993 году на оружейной выставке в ОАЭ состоялась своеобразная дуэль между российским Т-80У и Американским M1A2 Abrams. Отечественная «восьмидесятка» отработала атаку условного противника, а уже на следующем этапе лихо гоняла по полигону, совершая вызывающие восхищение зрителей многометровые прыжки.
Попытка «Абрамса» повторить нечто подобное привела к неудаче: танк завалился на бок и сошел с дистанции. А за Т-80У прочно закрепилось прозвище «летающий танк». Тем не менее, производство ОБТ в Омске было свернуто, и при объективном рассмотрении причины принятия такого решения найти можно.
К моменту распада СССР танки Т-80 в боевых условиях не применялись, поэтому судить об их реальной эффективности было нельзя. Однако некоторые конструктивные особенности машины чрезмерного восторга у военных не вызывали. По огневой мощи вопросов не было: Т-80 был вооружен той же пушкой 2А46, что и уральские Т-72 и, соответственно, мог использовать ту же номенклатуру боеприпасов. Вопросы были по части защищенности и боевой живучести танка.
Во-первых, крайне прожорливый газотурбинный двигатель Т-80У для сохранения приемлемого запаса хода должен иметь топливные баки большего объема. Так, объем внутренних баков «летающего танка» оказался на 435 литров больше, чем у Т-72 или Т-90. Причем площадь боковых поверхностей баков, прикрываемых бортовой защитой, у Т-80У больше в 1,4 раза, что при поражении танка повышает риск повреждений топливной системы и возгорания топлива.
Вызывает вопросы и механизм заряжания (МЗ) Т-80, позаимствованный конструкторами ещё у харьковского Т-64. Заряды в транспортере этого МЗ располагаются вертикально. Из-за его конструктивных особенностей командир танка и заряжающий находятся как бы в «пороховой бочке», огороженные боеукладкой, а механик-водитель изолирован в отделении управления. В случае ранения экстренно эвакуировать его из танка не получится.
В машинах семейства Т-72 выстрелы в транспортере автомата заряжания (АЗ) располагаются горизонтально в нижней части боевого отделения, что позволяет членам экипажа свободно перемещаться внутри танка. Да и в целом такая компоновка более безопасна, так как по статистике наименее поражаемой зоной боевой машины является именно нижняя часть корпуса.
Однако есть у Т-80 и преимущества над дизельными Т-72 и Т-90. Прежде всего - способность быстро запускаться в любой мороз. Практика показала, что даже в суровых условиях крайнего севера газотурбинная «восьмидесятка» приводится в боевую готовность менее чем за минуту.
А чтобы прогреть дизельный мотор «семьдесят второго», потребуется не менее получаса. Именно это и послужило причиной, по которой Т-80 не был снят с вооружения, правда, вместо западных границ отправился прямиком в арктические бригады.
Более того, предприятие «Омсктрансмаш», входящее ныне в структуру Ростеха, осуществило глубокую модернизацию танка семейства Т-80БВ, «подтянув» его вооружение и систему управления огнем до уровня Т-90М, повысив живучесть путем усиления бронирования и установки самой современной модульной динамической защиты «Реликт».
Новый танк под обозначением Т-80БВМ уже несколько лет поступает в войска, а сегодня еще и защищает интересы страны в ходе продолжающейся спецоперации.