Норвежский бизнес защищает российский импорт рыбы
В Норвегии продолжаются дебаты о полном запрете использования арктических портов страны российскими судами. Дискуссия приводит к неопределённости в вопросах будущего развития норвежского бизнеса, связанного с рыбным промыслом.
В 2022 году норвежское правительство закрыло порты для судов под российским флагом за исключением Ботсфьорда, Тромсё и Киркенеса. Однако действенного эффекта эти меры не оказали — в том же году российские суда выгрузили рыбы на 180 миллионов долларов, превысив показатель 2021 года на 42%.
Министерство торговли, промышленности и рыболовства Норвегии при поддержке ряда парламентариев выступают за полный запрет входа в порты российских рыболовов. Чиновники ссылаются на то, что запрет 2022 года не оказал эффекта на Россию из-за наличия исключений в принятых ограничениях и отсутствия санкций по импорту российских продуктов питания.
При этом часть политических сил продолжает защищать российско-норвежское сотрудничество в сфере рыболовства. В первую очередь подчёркивается коллективная ответственность по защите запасов трески на Крайнем Севере, которая никак не завязана на политических конфликтах.
Против полного запрета выступает и норвежский бизнес. Киркенес и Ботсфьорд обслуживают в основном российских клиентов, поэтому при закрытии портов для России норвежские верфи могут быстро обанкротиться. Кроме того, прогнозируется сокращение населения серверных регионов Норвегии в два раза в течение двух лет из-за кратного уменьшения рабочих мест. В прошлом году при принятии антироссийских санкций норвежскому рыболовному бизнесу предоставили государственную поддержку, однако серьёзного эффекта она не оказала, так как затрагивала только малоимущие домохозяйства.
Арктический СПГ хотят запретить в Европейском союзе
После введения санкций на импорт трубопроводного газа из России Европейский союз перешёл на арктический СПГ, потребление которого увеличилось на 50%. Львиная доля сжиженного российского газа поступает с завода «Ямал СПГ».
Европейский союз готовит новое предложение для блокировки импорта российского СПГ. При этом рассматривается вариант запрета российскими компаниями использовать инфраструктуру импорта газа в отдельных странах Евросоюза. Такое решение не потребует полного согласия всех 27 государств-членов, но должно пройти через Европейский парламент.
Дискуссия об ограничении импорта российского СПГ последовала после того, как комиссар ЕС по энергетике призвал государства-члены прекратить покупку газа из российской Арктики. Согласно заявлению чиновника, ранее Великобритания пошла на данный шаг, запретив импорт российского СПГ с 1 января 2023 года.
Напомним, что в 2022 году страны ЕС получили около 13,6 миллиона тонн российского СПГ по сравнению с 9,4 миллиона тонн в 2021 и 2020 годах. И такая тенденция роста в текущих условиях продолжится. Так, только в первой половине апреля Европа примет десять поставок с «Ямал СПГ».
Основными получателями российского СПГ в 2023 году стали Бельгия и Испания. Часть танкеров с Ямала были отправлены во Францию. Поставки газа приносят России около 300 миллионов евро в месяц.
Пока неясно, какие именно государства-члены ЕС полностью заблокируют поставки российского СПГ, однако ярче всего за полный запрет выступают Германия, Польша и страны Балтии. Более сдержанная риторика у Бельгии, Испании и Франции.
Неопределённость Арктического совета
11 мая председательство в Арктическом совете перейдет от России к Норвегии без какой-либо официальной церемонии. Страны-члены организации отказались приезжать на заключительную министерскую встречу в Салехард. Осло планирует подключиться к встрече удалённо, однако непонятно, как будет построено заседание организации в Сибири.
Напомним, что работа в Арктическом совете была приостановлена в марте 2022 года, а спустя четыре месяца возобновилась, но по отдельным проектам. При этом Россия и другие страны-члены реализуют свои программы в организации порознь.
Норвегия подчёркивает, что сейчас важность совета, несмотря на политические разногласия, возрастает на фоне обеспокоенности международного сообщества последствиями продолжающегося климатического кризиса. В первую очередь, страна сосредоточится на реализации программ по исследованию экологии в Арктике. При этом министр иностранных дел Норвегии отмечает, что работа Арктического совета будет осуществляться полноценно, однако статус России в организации ещё предстоит определить.
***
Автор: Денис Ивановский, специально для GoArctic