Найти тему

Фильм «Ромео и Джульетта» (1954 г.): плюсы и минусы

В 1954 году известный итальянский режиссер Ренато Кастеллани снял фильм «Ромео и Джульетта» – первую цветную экранизацию самой печальной повести на свете. Кинолента в целом удалась и даже номинировалась на несколько престижных премий. К сожалению, она отчасти потерялась в тени прогремевшего на весь мир фильма Франко Дзеффирелли 1968 года, который до сих пор считается эталонной экранизацией самой светлой трагедии Уильяма Шекспира. Тем не менее, картина, безусловно, достойна внимания даже современного избалованного зрителя: она визуально очень красива, в ней звучит проникновенная музыка, актеры играют вполне искренно и душевно.

Ренато Кастеллани усилил драматизм шекспировских событий. Так, в начале фильма во время потасовки слуг Монтекки и Капулетти погибает человек, чего нет у Шекспира. Зато в фильме присутствует ряд ключевых сцен, которые в других экранизациях либо сильно сокращены, либо вообще отсутствуют. В первую очередь, это касается монолога Джульетты перед принятием рокового снотворного и дуэли Ромео и Париса у склепа Капулетти. В знаменитом фильме Дзеффирелли Джульетта, держа флакон с усыпляющим снадобьем, произносит всего одну фразу; что касается поединка веронского влюбленного с женихом девушки Париса, то она по неизвестной причине осталась за кадром.

В экранизации Ренато Кастеллани Джульетта с большим чувством произносит знаменитый монолог, и это, безусловно, одна из лучших сцен с ее участием. В фильме показано и столкновение Ромео с Парисом; правда, в интерпретации режиссера главный герой просто сразил противника, чтобы пройти к телу любимой. А еще Кастеллани снял сцену с карантином посланца отца Лоренцо в чумном бараке, которая объясняет задержку письма для Ромео с известием о ложной смерти Джульетты.

Главным минусом картины является мрачноватый тон повествования. Джульетта почти все время присутствует на экране с плачущим лицом. Знаменитая сцена на балконе снята в темных тонах, герои едва видят друг друга. Вероятно, таким образом Кастеллани хотел подчеркнуть дистанцию между молодыми людьми. Экранная любовь Ромео и Джульетты получилась почти платонической, с которой актеры явно не справились. Да и среднестатистический зритель, конечно, ожидает от героев не томного излияния чувств, а юношеского пыла и жара, которым полна пьеса Шекспира.