Проводя диагностику психологической готовности детей к школе сталкиваюсь с проблемой развития визуального мышления у детей и чем дальше, тем больше, а с вопросами проявления воображения - уже давно, и даже перестала удивляться, когда на инструкцию: "Нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим именем", подросток отвечает: "Как это? Я не могу?".
Печально, что воображение - ядерная составляющая мышления, один из базовых его процессов, у современных детей развивается слабо, и они в этом совсем не виноваты! Слишком много на них обрушилось информации с готовыми образами, не побуждающими их к созданию своего, индивидуального.
Фишка воображения состоит ещё в том, что оно связывает личный опыт, мышление и эмоции в одну картинку. А если оно работает не очень хорошо, то детям трудно представить исторические сюжеты, предполагаемые опасности и эмоционально присоединиться, войти в роль какого-либо персонажа. Отсюда большие проблемы с обучением и воспитанием.
Понимаю, что развивать эту составляющую мышления у подростков поздновато, однако, всё же, могу порекомендовать им:
- больше читать книги и представлять сюжет и главных героев;
- выполнять творческие задания, начинающиеся со слова "придумайте...";
- можно взять субтесты из тестов на креативность, где нужно дорисовывать изображения и проч.;
- учиться наблюдению и прогнозированию будущего наблюдаемых объектов.
Хорошее воображение ещё никому не мешало, а подросткам оно просто необходимо, чтобы заниматься проектной деятельностью, которая сегодня включена в каждый учебный предмет.
Если ваш ребёнок дошкольник, то вы ещё можете повлиять на развитие его воображения. Сначала разберём, какие факторы нужно минимизировать. К ним относятся: просмотр мультфильмов, рассматривание готовых образов к сказкам, игры с готовыми предметами. Ребёнок легко и с удовольствием воспринимает готовое, которое прививает ему лень, поверхностное восприятие и постоянный поиск новизны. С этими проявлениями родителям потом приходится долго бороться, поэтому, лучше их не допускать в самом начале.
Для развития воображения просто необходимо играть в спонтанную игру или сочинять истории, сюжет которых рождается здесь и сейчас! Когда вы начинаете играть, предлагая какое-нибудь правило или деятельность, потом ребёнок предлагает, потом опять вы. Во время игры вы можете рисовать предметы, лепить, клеить, делать аппликации и проч. Также и с историями, просто начните сочинять, попросите ребёнка продолжить, поддержите его сюжет, поверните неожиданным событием. Кстати, приятный бонус - ваше воображение тоже начнёт прогрессировать. Неплохо, правда?
Всего 5 -10 минут в день, и вы удивитесь полученным результатам.
Ваша Елена Станкевич
Запись на консультацию: +7 924 429 61 86
Мой сайт:https://elena-stankevich.ru/
Автор: Станкевич Елена Михайловна
Психолог, Детский психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru