Чегемская теснина и водопады в Кабардино-Балкарии летом и зимой

Чегемская теснина

Побывать в Кабардино-Балкарии и не увидеть Большие Чегемские водопады и одноименную теснину было бы очень странно. Это одна из самых посещаемых природных достопримечательностей республики, и вот почему...

Что из себя представляют Чегемская теснина и Большие Чегемские водопады

Чегемскую теснину (ущелье) можно описать, как огромный разлом в скале, по дну которого протекает одноименная река. Протяженность наиболее зрелищного и популярного у туристов участка теснины составляет около двух километров. На этом отрезке расположена группа водопадов, впадающих в реку Чегем. Это и есть Большие Чегемские водопады. Иногда их еще называют Су-Аузу-Су.

Параллельно реке Чегем по дну теснины проходит дорога, ведущая из села Хушто-Сырт в село Эльтюбю.

Дорога в Чегемской теснине
Ширина Чегемской теснины в самом узком месте около 25 метров. Максимальная высота скал относительно реки в ущелье 300 метров.

Чегемская теснина и Большие Чегемские водопады — одна из самых популярных туристических локаций Кабардино-Балкарии. Однако, в последние годы она немного утратила свою привлекательность. На то две причины.

Во-первых, из-за прекрасной транспортной доступности и увеличения турпотока на Северный Кавказ там весьма людно. Местные жители естественно пытаются заработать на этом потоке, в результате строятся кафе, возникают торговые ряды и тому подобное. Не всегда это выглядит здорово.

Во-вторых, существенно снизился поток водопадов. Местами это уже едва заметные ручейки.

Не смотря на озвученные минусы, посетить Большие Чегемские водопады все равно стоит. Это не сложно, и к тому же можно совместить поездку с визитом в другие интересные места.

Река Чегем

Ну а в нашем случае фактор многолюдности практически не проявил себя, так как мы были в теснине уже почти на закате, когда других туристов и большинства торговцев там практически не было.

Где находятся Большие Чегемские водопады

Водопады и Чегемская теснина находятся в Кабардино-Балкарии, в 32 км к западу от города Нальчик. Ближайший к ним населенный пункт — село Хушто-Сырт, а ближайший город — Чегем.

Координаты самой зрелищной точки у Чегемских водопадов: 43.416295, 43.216275

Высота дна теснины над уровнем моря — примерно 1 100 м. Для сравнения, высота большей части Нальчика — около 500 м.

Расстояние до Больших Чегемских водопадов

Расстояние по автодороге до Чегемской теснины от основных близлежащих туристических городов:

• Нальчик — 45 км
  • Кисловодск — 150 км
  • Пятигорск — 120 км
  • Минеральные Воды — 130 км

Сколько всего Больших Чегемских водопадов?

Водитель оставил нас у въезда в узкую часть ущелья и поехал вперед, чтобы подождать нас у кафе рядом с последними водопадами. Мы пошли по дороге вдоль реки вслед машине.

Посчитать, сколько именно отдельно взятых водопадов в Чегемской теснине, затруднительно. Дело в том, что поток воды часто расходится веером на отдельные струи. Местами вода сочится через мох, кое-где бьет прямо из отвесной поверхности скалы. Не считать же каждый падающий ручеек за отдельный водопад…

Ручейки Чегемских водопадов

Если судить по карте, то водопады в теснине формируются впадением в Чегем трех рек: Мастыкам, Сакал-Туп и Кая-Арты. Когда вы входите в теснину навстречу течению реки, то первым встречается водопад на месте впадения в Чегем реки Мастыкам. Он будет справа. Его можно видеть, начиная с 28 секунды моего видео. Водопад находится как бы внутри желоба в скале и в этом плане напоминает Малый Чегемский водопад (заметно уступая ему в водности). Этот же водопад на фото справа:

Побывать в Кабардино-Балкарии и не увидеть Большие Чегемские водопады и одноименную теснину было бы очень странно.-5

Как видите, воды стекает маловато.

Дальнейшие водопады в теснине, формируемые реками Сакал-Туп и Кая-Арты (находятся слева по ходу движения от Хушто-Сырта), расходятся на множество потоков. Я думаю, количество этих потоков сильно зависит от водности (т.е. от сезона), поэтому считать их нет смысла. Для упрощения можно считать, что в группе три водопада, по числу впадающих в этом месте в Чегем рек.

Смотровая площадка

Дойдя до последних водопадов группы, где нас ждал водитель, мы поднялись по лестнице на смотровую площадку, надеясь получить более выгодную точку осмотра. Вход на площадку платный. Не уверен, что потраченные деньги и усилия на подъем того стоили. Да, вид оттуда немного другой, но не существенно лучше. На предыдущем видео (начиная с 01:00) съемка как раз с этой площадки. Как видите, картину сильно портит протянутый в ущелье кабель. Издержки популярности места…

Хотел бы я понаблюдать Чегемские водопады в пору их полноводности. Наверняка это было очень впечатляющее зрелище.

Инфраструктура рядом с водопадами

Спустившись с площадки, мы запустили дрон, хотя света было уже очень мало.

Видео Чегемского ущелья и съемка водопадов с дрона:

На этом мы завершили осмотр Чегемских водопадов. С удовольствием посмотрели бы еще, но было уже слишком темно.

Побывать в Кабардино-Балкарии и не увидеть Большие Чегемские водопады и одноименную теснину было бы очень странно.-9

В теснине находится несколько кафе, мы решили поужинать в одном из них, прямо напротив наиболее зрелищной части водопадов. Если не ошибаюсь, двухэтажное заведение называлось “У Курмана” (есть на Гугл-картах). Со второго этажа кафе, если сесть у окна, прекрасный вид прямо на водопад. Подают хычины (местные лепешки), форель, шашлыки. Есть лимонад и пиво производства “Халвичный завод г. Нальчик” (неплохо, кстати). Цены средние, качество еды — такое же. Основная фишка заведения — его локация и виды. Впрочем, учитывая сумерки, нам от этого уже не было особой пользы)

Там же есть стоянка, торговля сувенирами и туалеты.

Как добраться до Чегемской теснины и водопадов

Как я раньше уже упоминал, мы посетили Чегемские водопады вместе с гидом, расширив стандартную экскурсию. Выехав из Нальчика, за день мы успели побывать в этих местах:

Ездили на обычном седане, экскурсия очень понравилась, рекомендую.

Вот ссылка на этот тур¹ 🔗 (он изначально был без водопадов, мы сами договорились добавить их, пока ездили).

Вот ссылка на тур от той же компании конкретно на Чегемские водопады.🔗.

Если есть желание добраться на водопады самостоятельно, то сделать это несложно, место довольно доступное.

От Нальчика через Чегемскую теснину до села Булунгу ходит автобус 105 (раз в день). Автобус 107 едет из Нальчика до ближайшего к водопадам села Хушто-Сырт (два раза в день).
Побывать в Кабардино-Балкарии и не увидеть Большие Чегемские водопады и одноименную теснину было бы очень странно.-10

Расписание автобусов для туристов не особо удобное. Я бы все-таки предпочел экскурсию или такси (если вы остановились в Нальчике).

С чем можно совместить посещение Чегемской теснины

Продолжив путь от Больших Чегемских водопадов на юг по дороге вдоль реки Чегем, можно доехать до села Эльтюбю (Верхний Чегем). Расстояние до него 20 км. Часть пути там практически по грунтовке, поэтому ехать по расчетам Гугл придется около 45 минут. Однако качество дороги вполне достаточное, чтобы проехать на любом седане.

В Эльтюбю можно посмотреть сторожевую башню князей Балкаруковых, а также достопримечательности, связанные с популярным балкарским поэтом Кайсыном Кулиевым.

Кулиев родился и вырос в селе Эльтюбю. Очень рекомендую познакомиться с его творчеством. Я раньше не читал его произведения, но после поездки на Кавказ сделал это, и был очень приятно удивлен. Настолько, что это стало одним из стимулов при следующем визите на Северный Кавказ постараться посетить Эльтюбю. Там можно увидеть музей-усадьбу Касыми Кулиева и мемориал “Сто шагов к Кайсыну”. В стене вдоль небольшой дороги расположены гранитные плиты, на которых выбиты некоторые из произведений поэта.

Также рядом с Эльтюбю стоит посмотреть “Город Мертвых” — некрополь в виде группы небольших склепов-башенок. Считается, что они строились в период с XIII по XVIII век.

Во время нашего путешествия по Северному Кавказу мы видели подобный некрополь в Северной Осетии у села Даргавс.

И еще один магнит для туристов — не доезжая от Чегемских водопадов до Эльтюбю пару километров, можно попасть на парадром Чегем.

Там есть кемпинг, ну и самое главное — возможность полета на параплане с шикарными видами (можно с инструктором). Еще там имеется тарзанка, зиплайн, разные виды экскурсий, так что скучно точно не будет!

Парадром — еще один повод для меня вернуться в эти места.

Апдейт 03/2024: в феврале 2023 мы побывали и на парадроме Чегем, и в селе Эльтюбю, и остались очень довольны!

Экскурсия или тур на Чегемские водопады

Оптимально ехать к Чегемским водопадам из Нальчика.

Побывать в Кабардино-Балкарии и не увидеть Большие Чегемские водопады и одноименную теснину было бы очень странно.-11

Экскурсии туда почти всегда включают и Малый, и Большие водопады. Учитывая, что осмотр двух этих локаций не требует больше 1,5 часов (плюс дорога), я не думаю, что рационально брать экскурсию только на водопады. Лучше подыскать вариант, включающий дополнительные достопримечательности. Я бы обратил внимание вот на эти варианты экскурсий, включающие Чегемские водопады¹:

Чегемские водопады зимой

Этот блок — обновление статьи, которое я написал в апреле 2023. Дело в том, что в конце февраля этого года состоялась наша вторая поездка на Северный Кавказ. И снова мы побывали на Больших Чегемских водопадах! Так что теперь я своими глазами увидел, как они выглядят зимой, и могу поделиться впечатлением с вами.

В Чегемском ущелье мы были 26 февраля. Как и в прошлый раз, попасть туда получилось только перед закатом. Температура воздуха были примерно плюс пять. Безветренно, очень комфортно. Так высоко температура поднялась незадолго до нашего визита, поэтому бурного таяния льда на водопадах еще не началось. Однако кое-где вода уже лилась вниз, не замерзая. Это можно заметить на моем видео по этой ссылке.

В отличии от летней поездки, в этот раз мы заезжали в Чегемское ущелье с юга (двигались из села Эль Тюбю). Благодаря этому посмотрели южный конец ущелья, до которого не успели дойти летом из-за захода солнца:

Река Чегем в феврале

Что здесь изменилось за прошедшие почти два года? К сожалению, примитивная коммерциализация Чегемских водопадов, о которой я писал выше, усугубились. Обратите внимание на зонтики и прочее “торговое оборудование”, закрывающее нормальный проход к водопадам:

Чегемские водопады в феврале

Еще больше (в основном безвкусно) заставили территорию. Поскольку мы были вечером, народа было не особо много, но подозреваю, что в час пик тут можно получить ощущение пребывания на базаре-толкучке. Очень жаль.

Побывать в Кабардино-Балкарии и не увидеть Большие Чегемские водопады и одноименную теснину было бы очень странно.-15

Однако мы все равно остались довольны тем, что увидели Чегемские водопады зимой. Они определенно стоят того, чтобы увидеть их в два сезона. Пожалуй, зимой водопады мне показались даже интересней, чем летом. Во-первых, потому что это не обычно. А во-вторых, недостаток Чегемских водопадов, связанный с их маловодностью, зимой не играет такой большой роли. Как видите, воды вполне хватает, чтобы создать огромные сосульки и массы льда.

Побывать в Кабардино-Балкарии и не увидеть Большие Чегемские водопады и одноименную теснину было бы очень странно.-16

Кстати, гид рассказал, что процесс падения этих мега-сосулек может быть небезопасен. Напрямую туристов им не задеть, но при падении в некоторых местах может быть рикошет. Был случай, когда таким рикошетом повредило машину, хотя расстояние до дороги и стоянки там приличное. Видимо сказывается огромная масса льда.

Побывать в Кабардино-Балкарии и не увидеть Большие Чегемские водопады и одноименную теснину было бы очень странно.-17

Наши бесстрашные спутники по этой поездке в погоне за впечатляющим кадром зашли в зону, где при падении сосульки-монстра может сильно не поздоровиться. Пожалуй, это единственное место Чегемских водопадов зимой, где такой риск велик:

Побывать в Кабардино-Балкарии и не увидеть Большие Чегемские водопады и одноименную теснину было бы очень странно.-18

Кстати, благодаря этим ребятам у меня есть зимнее видео Чегемской теснины, снятое с дрона, вот оно:

Не припоминаю, чтобы этот мост был тут в 2021 году. Пожалуй, это единственная новая постройка, которая вызвала симпатию. Мост на снимке ведет к ресторану на другом берегу Чегема. Я думаю, именно зимой этот ракурс выглядит максимально привлекательно:

Побывать в Кабардино-Балкарии и не увидеть Большие Чегемские водопады и одноименную теснину было бы очень странно.-19

И снова о летней поездке

На Больших Чегемских водопадах мы встретили закат и возвращались в Нальчик по темноте, переполненные приятными впечатлениями.

Следующий, пятый по счету день нашего путешествия по Северному Кавказу планировалось посвятить изучению столицы КБР и замка Шато Эркен неподалеку.

С полным маршрутом нашего 12-дневного путешествия по Северному Кавказу с ссылками на описание его отдельных фрагментов вы можете ознакомиться по этой ссылке. Надеюсь, там вы сможете почерпнуть идеи для своего следующего отпуска.
Самостоятельное планирование продолжительных путешествий — долгий и трудозатратный процесс. Если вам некогда заниматься планированием путешествия по Северному Кавказу, вы можете заказать авторский многодневный тур по региону или его составляющим на сервисе YouTravel.me по этой ссылке². Вам останется лишь купить авиабилеты. Остальное — проживание, маршрут, логистику по региону, экскурсионное обслуживание организаторы возьмут на себя.
Побывать в Кабардино-Балкарии и не увидеть Большие Чегемские водопады и одноименную теснину было бы очень странно.-20