«Даже если вы не способны провести прямую линию, вы сможете нарисовать всё что угодно, как настоящий художник», — так рекламировали в обычных магазинах середины XX века камеры-люциды.
Этот оптический прибор позволяет совместить в поле зрения рисовальщика два изображения — объект и рисунок. Художнику остаётся, как в детской раскраске, лишь обвести контуры и добавить цвет.
Изобретение приборов для рисования разные источники приписывают английскому монаху XIII века Роджеру Бэкону, неаполитанскому учёному XVI века Джамбаттисте делла Порта и немецкому математику, и астроному XVII века Иоганну Кеплеру.
До нашего времени дошла конструкция камеры-люциды 1806 года английского физика Уильяма Волластона. Камера Волластона — это четырёхгранная призма над листом бумаги. Свет от объекта дважды отражается от стенок призмы, и художник видит его изображение, совмещённое с листом бумаги.
Камера-люцида Амичи — Шевалье из коллекции Политехнического музея сконструирована на основе камеры Волластона. Вместо призмы в ней два металлических зеркала. Чтобы художнику не приходилось напрягать зрение и перефокусировать взгляд между близким листом бумаги и далёким объектом, Джованни Баттиста Амичи и Шарль Шевалье добавили в конструкцию две линзы. Через выпуклую собирающую линзу художник смотрит на изображение, а через вогнутую рассеивающую — на сцену, которую рисует.
Искусствоведы до сих пор спорят, можно ли считать картины, созданные с помощью подобных приборов, искусством. Английский художник и фотограф Дэвид Хокни утверждает, что рисовальные аппараты использовали, например, голландский художник-новатор Ян ван Эйк и французский живописец Жан Огюст Доминик Энгр.
Камеру-люциду оценили не только художники, но и учёные. Аппарат использовали для зарисовок научных объектов и при работе с микроскопом — там, где точность рисунка играла решающую роль. Поклонником камеры-люциды был английский химик, физик и астроном Джон Фредерик Уильям Гершель. Он брал камеру-люциду в путешествия и оставил несколько альбомов зарисовок, сделанных с её помощью.
Предмет можно увидеть на выставке «На языке правил и исключений. Наука и искусство», которая работает до 2 июля. Это совместный проект Еврейского музея и центра толерантности и Политехнического музея.
В проекте Политехнического музея по созданию онлайн-коллекции «Штуки, механизмы и агрегаты Политеха» появляется всё больше оцифрованных экспонатов. Увидеть эти предметы и узнать историю их создания можно по ссылке, в разделе «Коллекция». Проект реализуется при поддержке мецената Руслана Горюхина.