Найти в Дзене
Т-34

Волна человеческих фигур, ощетинившись штыками, устремилась вслед за комиссаром

Сергей Васильевич Щелоков родился в 1903 году в деревне Федурники Вязниковского района Владимирской области. Учился в соседнем селе Пирово Городищи. Работал на фабрике. С 30-х годов — на партийной работе. С января сорок первого — первый секретарь райкома партии города Данилова Ярославской области...

Октябрь 1941. Фашисты рвутся к Москве. Их самолеты чаще и чаще появляются в нашем небе. Паровозные гудки и сирены возвещают о воздушных тревогах. По ночам на улицах Данилова патрули, в окнах ни огонька. Жители роют траншеи-убежища на случай бомбежки города. Бойцы народного ополчения изучают оружие, тактику борьбы с диверсантами.

У первого секретаря райкома партии Сергея Васильевича Щелокова ежеминутно звонит телефон. В город прибывают воинские подразделения, требуются лошади и фураж, нужны помещения для размещения раненых солдат и эвакуированных детей.

В колхозах дела идут хорошо. Без мужчин и тягла, а убрано больше, чем в прошлом году. Трудятся поголовно все.

Школьники, посланные на строительство оборонительных укреплений, прибыли благополучно. Никто в пути не отстал.

По железной дороге грузы идут по расписанию. К Щелокову постоянно приходят люди. У многих заявления с просьбой послать на фронт.

Коммунисты районной партийной организации собрались в райкоме, чтобы обменяться мнениями о неотложных делах. Сергей Васильевич Щелоков рассказал о создании Коммунистической дивизии. Коммунисты П. Ф. Солодихин, И. М. Голубев, И. Е. Белосельский, Я. И. Суханов, И. И. Петухов, В. П. Андреев и многие другие в этот же день вступили в ее ряды.

-2

... Темная мартовская ночь. По обочинам недавно расчищенной дороги высятся сугробы снега. Они напоминают коридор, по которому сплошной лентой идут усталые люди. Среди бойцов, идущих по бесконечным снегам Смоленщины, комиссар стрелкового полка Сергей Васильевич Щелоков. Конечный пункт перехода — деревня Савостино. Здесь можно остановиться, сделать большой привал. Но сладкие мечты об отдыхе прерывает резкий и четкий стрекот пулемета. Рядом враг.

В первых же боях отличился сержант Степанов, до войны работавший председателей Абрамовского сельсовета. Чтобы не допустить прорыва танков по полотну железной дороги, саперы во главе с сержантом Степановым взорвали железнодорожный мост через реку Аржать. За диверсию в тылу врага он был одним из первых в Коммунистической дивизии награжден орденом Красного Знамени. Отвагу и мужество проявили и другие наши земляки. Николай Пальмин, уроженец деревни Русиново, возглавил снайперское движение, командир орудия Н. Н. Никольский и минометчик Тюрин не раз уничтожали огневые средства противника, обращали его в бегство метким огнем.

Были дни, когда дивизия выдерживала единоборство с четырьмя вражескими соединениями. Комиссара Щелокова видели на самых опасных участках. В одном из боев на подразделение, где он находился, вышло восемь фашистских танков. С. В. Щелоков лично руководил отражением атаки. Шесть машин было уничтожено, два танка повернули назад. О мужественном комиссаре говорили на линии огня, в землянках, в лесу у костра.

-3

Вот что рассказывает о нем в сборнике «От Волги до Эльбы» бывший разведчик, сейчас учитель черчения и рисования Волжской средней школы Иван Николаевич Варзанов:

«... Бойцы второго батальона поднялись на берег речки и короткими перебежками пошли в атаку по ровной, как стол, снежной поляне, тянувшейся метров на двести, до самой деревни. Хлесткая очередь из пулемета, выхватившая несколько человек, заставила остальных залечь. Поползли. Иные пытались окопаться, но окрепший от мороза верхний слой снега плохо поддавался взрыхлению и бойцы ползли дальше, плотно прижимаясь к твердому насту под сильным пулеметным обстрелом противника, отвечая огнем из пулеметов н винтовок.

Бой разгорался. С правого фланга ударил наш миномет. Мина, пропев, разорвалась где-то в деревне. Вот ударил второй и третий, стоявшие на речке под защитой крутого берега. Но атака захлебнулась. Плоская и ровная поляна давала возможность противнику кинжальным пулеметным огнем в упор расстреливать атакующих. Три пулемета длинными очередями изрыгали огонь. Вереницы разноцветных трассирующих пуль с надрывающим душу свистом проносились над бойцами, то одного, то другого выводя из строя. У покосившегося сарая на правой стороне поляны, за снежным сугробом стоял командир полка Комаров. Он в бинокль наблюдал за ходом боя. Около него, сурово сдвинув брови, стояли батальонный комиссар Щелоков, начальник штаба полка Григорьев и офицер разведки полка Можайский. О чем они думали? Наверное, о том, что только стремительной атакой можно преодолеть сопротивление врага.

... Медлить нельзя! С каждой минутой можно было ожидать прихода к противнику помощи или налета вражеской авиации. Это обстоятельство особенно волновало комиссара Щелокова. Он долго стоял молча, наблюдая за полем боя. И, наконец, не выдержав, ринулся вперед. Мы услышали его страстный призыв: «Коммунисты, за мной!». Поле боя вдруг ожило и волна человеческих фигур, ощетинившись штыками, устремилась вслед за комиссаром. Сам комиссар Щелоков, выделяясь своей крупной фигурой, бежал огромными шагами, по колено проваливаясь в снег. Пули свистели, мелькая огненными штрихами, но комиссар, казалось, ничего не слышал и не видел, его не мог остановить этот ураганный пулеметный огонь. Вот и вражеские снежные окопы, и первые убитые фашисты. Небольшая группа смельчаков, проникшая к деревне по большаку, уже вела бой у крайних домов. Замолкли вражеские пулеметы. Слышались только короткие автоматные очереди, одиночные винтовочные выстрелы да возгласы наших бойцов»

Заканчивая воспоминания, И. Н. Варзанов пишет:

«Комиссар Щелоков был душой и совестью полка. Последний раз я его видел у начальника штаба капитана Григорьева, который давал ему задачу разведать позиции противника. Комиссар подошел и сказал, чтобы мы были осторожные и зря не рисковали. У него было доброе и смелое сердце!»

-4

Сергей Васильевич Щелоков погиб 22 апреля 1942 года при бомбежке переднего края нашей обороны под деревней Гороваткой.

(1965)