Вы хотели бы посмотреть, как изменился Петербург с 1904 года?
Часто в интернете встречаются фото-сравнения было/стало. Но сегодня я бы хотела прогуляться по местам, в которых жил и работал замечательный художник Мстислав Валерианович Добужинский, и сравнить Петербург на его работах с современным городом.
Мстислав Валерианович достаточно долго прожил в Ротах (так раньше назывался район Красноармейских улиц). Причем, как он сам пишет в своих воспоминаниях, этот район был знаком ему еще с детства, ведь неподалеку жили его родственники. Неудивительно, что на многих его работах мы можем распознать этот район и его окрестности
Следует сразу отметить, что картины художника не следует воспринимать как изображения с фотографической четкостью, некоторая доля авторской фантазии присутствует.
Начинается наше путешествие на Обводном канале.
На картине рабочие разгружают баржу с углем. Направляются они на склад угля и дров купца Якова Яковлевича Смирнова, который арендовал участок по адресу набережная Обводного канала, 139 (сейчас 165).
Слева на картине мы можем видеть Измайловские продовольственные магазины (склады), которые здравствуют и поныне.
Дома справа уже нет, на этом месте в 1960х была построена типовая хрущевка.
А так это место выглядит сейчас:
Идем дальше, сворачиваем на Измайловский проспект и проходим в сторону Троице-Измайловского собора.
Таких транспортных средств как на картине художника уже давно здесь нет, им на смену пришли новые, зато бывшие казармы Измайловского полка на месте и помогают нам сориентироваться.
Уходим с шумного проспекта на более тихие улочки.
Летом 1901 года Добужинский с супругой, вернувшись из-за границы, арендовали квартиру в 6-й роте, дом 21 (сейчас это 6-й Красноармейская улица, 21). Квартира была на верхнем этаже, т.к. художник очень любил делать зарисовки окружающих городских пейзажей.
Тот самый дом в 2023 году.
Сам Мстислав Валерианович напишет про эту квартиру в своих воспоминаниях:
В тихих улицах (ротах) и посейчас держался особенный, петербургский уют, и стояли еще нетронутыми маленькие ампирные домики, каменные и деревянные, двухэтажные и трехэтажные, часто с мезонинами, с гипсовыми классическими масками или венками над окнами. Не шумной была и 6-я рота, где находился только что выстроенный дом, в котором мы поселились. Из окон нашей квартиры в четвертом этаже видна была внизу крыша старого деревянного дома, окруженного высокими брандмауэрами, - самый первый мой петербургский пейзаж.
Сейчас от этого вида совсем ничего не осталось: старого низкоэтажного особняка давно уже нет, но сохранился его чертеж:
А на его месте сейчас стоит пятиэтажный жилой дом, построенный в 1960, который закрывает всю перспективу.
Через год семья Добужинских переехала на соседнюю улицу, в 7-ю роту (сейчас это 7-й Красноармейская улица), дом 16. И снова на верхний этаж. Тот самый дом в 2023 году.
Через год мы переехали в соседнюю 7-ю роту, где и прожили целых семь лет. Улица была пролетарская, шумная, с извозчичьими дворами и трактирами. Но наш пятиэтажный кирпичный дом стоял в глубине двора, отступя от улицы, на которую выходил длинный фасад низенького старинного особнячка хозяина, выкрашенный в зеленый цвет, со ставнями и белыми ампирными украшениями над окнами.
Во дворе был садик с высохшим фонтанчиком посередине и высокими, хотя и чахлыми, деревьями и качелями.
Примерно так сейчас выглядит это место, дом на заднем плане остался неизменным.
А мы идем дальше, и 7-й роте доходим до Московского проспекта (тогда Забалканского). Здесь на перекрестке стоит верстовой столб, который запечатлел художник в 1904 году.
А так это место выглядит сейчас:
Дровяного склада уже нет, на его месте разбили сад "Олимпия", а дом справа не разрушили, но в советские годы перестроили и надстроили, так что узнать его сейчас представляется затруднительным.
Сворачиваем на Московский проспект и проходим сад "Олимпия", который раньше был огородами и складом дров, как мы можем видеть на картине Добужинского, которую приобрела Третьяковская галерея в 1908 году. Человек в очках - это совсем не сам художник, а его друг Константин Александрович Сюнненберг, который запечатлён на фоне окна в своей квартире на Клинском проспекте, 27.
По воспоминаниям Константина Александровича, история создания этой картины такая:
Добужинский писал около 1904—05 г. мой портрет. Тогда семьи наши (и у меня, и у него были дети) уезжали на дачу, Добужинский переселялся на лето ко мне. У меня на Клинском проспекте, против Матятина переулка, из окон четвертого этажа открывался широкий вид на пустырь с огородами (сейчас, в 1940 году, там Клинский рынок). За пустырем стоял по Малоцарскосельскому проспекту ряд старых домов, столь любезных для сердца этого художника городских окраин. Но в 1905-м, кажется, году там вырос большой дом в новом стиле, что нарушало целостность вида на пустырь. „Заслонить бы его чем-нибудь", — все говорил с досадой Добужинский. Я предложил в качестве такой заслонки себя. Художник ухватился за мою мысль. Для этого ему пришлось сделать на своей картине окна втрое шире. Так получилась картина под названием „Человек в очках"
Сейчас этого вида уже нет.
Но вот дом, который так раздражал художника прекрасно сохранился. Сейчас это Батайский переулок, 12.
Про него можно подробнее почитать здесь:
И еще один дом на заднем фоне картины тоже весьма узнаваем.
Вот такая получилась прогулка в Ротах по местам Добужинского.
В хорошую погоду очень советую там пройтись, места замечательные.