Найти тему
Заметки Моргора

Спрашивали – отвечаю: о моём отношении ко Льву Прозорову

Сегодня отвечаю на такой вопрос:

Вопрос так и хочется разделить на четыре части, что я и сделаю, а потому отвечать буду и сегодня, и завтра, и послезавтра, и послепослезавтра.

Сегодня, как Вы уже поняли, расскажу о своём отношении ко Льву Прозорову (он же Озар Ворон).

Фотография взята с просторов Сети
Фотография взята с просторов Сети

Тут всё очень просто: Лев Прозоров – мой учитель.

Да, лично мы не были знакомы, но посредством своих книг он научил меня многому.

Прочёл я их практически все (на момент написания настоящей заметки – кроме «Языческие заговоры и арийский обряд» и «Мифы о Древней Руси. Историческое расследование»), начав с «Богатырская Русь. Языческие титаны и полубоги».

Лев Рудольфович дотянулся с книжных страниц, схватил меня, парившего в условных славяно-арийских-кабинетно-мифологических эмпиреях, за лодыжку и вернул с ложных небес на реальную землю.

Научил критически мыслить, приводить источники и аргументы. Конечно, не могу сказать, что этого бы не произошло, не прочитай я наследия уважаемого Озара (впереди у меня был юрфак, где быстро привыкаешь, что если что-то заявляешь, то нужно пояснить, на каком основании), но первый кирпичик в фундамент по-настоящему серьёзного отношения к славянской мифологии заложил именно он.

Бытует тенденция обвинять Льва Прозорова в необоснованности суждений, тенденциозном подборе фактов и т. д. и т. п. Но позвольте... У меня всегда возникало, возникает и возникать будет такое чувство, будто бы подобного рода обвинители работ Озара по-настоящему и не читали вовсе. В своих книгах он постоянно ссылается на источники, а если намерен пофантазировать, то честно предупреждает читателя: мол, никаких (или существенных) доказательств у меня нет, но думаю, дело было так... Тенденциозный подбор фактов – какое сухое и невыразительное словосочетание! – ну так свою точку зрения отстаивает, какого-нибудь Клейна такой громоздкой конструкцией слов почему-то никто не клеймит, хотя, если на то пошло, она применима практически к любому исследователю, поскольку любой исследователь отображает не предмет, а своё представление о нём (и судить здесь нужно не по чьему-то субъективному восприятию подборки аргументов, а по наличию/отсутствию доказательной базы как таковой).

Когда меня спрашивают, что бы почитать на тему славянской мифологии, я всегда рекомендую начать с наследия Льва Прозорова. Что немаловажно, писал Озар простым и доступным языком.

Кстати, именно Лев Рудольфович первым просветил меня о безбородости Перуна, и именно он, как я уже упоминал на канале (ссылку прилагаю ниже), вдохновил меня на написание книжного сериала «Деревенская мистика».

Так что, кто в курсе приключений потомственного знахаря Власа и кому они пришлись по вкусу, помяните, пожалуйста, Озара Ворона добрым словом – эта история появилась благодаря ему.