Глава Русской православной церкви не просто поздравил верующих с Пасхой, но и для чего-то в своем выступлении решил высказаться об СССР. Рассмотрим, что сказал патриарх Кирилл и прав ли он в своих исторических оценках советского периода.
Что сказал патриарх Кирилл
Патриарх Кирилл заявил, что СССР был государством, которое ставило на науку, а не на духовность, и при этом в СССР государство считало атеизм официальной идеологией и использовала все ресурсы для того, чтоб навязать атеизм обществу.
Патриарх Кирилл отметил, что это была главная ошибка Советского Союза, потому что в итоге такая тактика, ставка на воинствующий атеизм привела к тому, что СССР больше нет.
Патриарх Кирилл заявил, что невозможно построить достойное государство при условии, что нет сотрудничества власти и религиозных организаций, то есть нужно учитывать не только материальные запросы, но и духовные. Эту ошибку СССР необходимо помнить, потому что атеизм на государственном уровне мог привести только к таким негативным последствиям.
Кем патриарх Кирилл был в СССР
Николай Платошкин, конечно, не согласен со словами патриарха Кирилла. Почему? Да хотя бы можно посмотреть на то, кем сам Кирилл был в СССР. Он в 1976 году стал епископом, занимал куда более важные должности. Митрополитом, например, он стал в 1984 году.
Особое внимание стоит уделить деятельности Кирилла за границей. Он, к примеру, был членом Центрального комитета и исполкома Всемирного совета церквей. И что он говорил, когда выступал за границей?
Он защищал СССР. Он утверждал, что в СССР выступают за мир и дружбу между государствами, он утверждал, что в СССР нет никаких гонений на верующих, что в СССР есть духовные учреждения разных религиозных конфессий. Кирилл тогда призывал всех сторонников религии объединяться вокруг идеи мира между государствами и религиозными конфессиями.
С Кириллом много подобных религиозных деятелей так же выступали за границей. А в СССР Кирилл положительно высказывался о советском опыте, в 1970-е и 1980-е он мог полемизировать в церковных журналах с атеистами, например в Журнале Московской патриархии, который издавался в СССР и где были критические высказывания об атеизме. То есть в СССР атеисты критиковали сторонников религии, и сторонники религии им могли ответить, это никаким образом не запрещалось. И Кирилл, когда жил в СССР, всегда подчеркивал, что поддерживает советский строй, но при этом является верующим человеком.
Религия и атеизм в СССР
Николай Платошкин считает, что в современности многие религиозные лидеры создают ложную картину того, что было в СССР в плане отношения к религии. Да, в первые годы советской власти была борьба с религией, но эта борьба была связана с тем, что многие религиозные лидеры поддерживали врагов советской власти, иногда прямо участвовали в борьбе с советской властью.
Понятно, что в таких условиях был жесткий ответ. Но в то же время существовали обновленцы, к которым советская власть относилась лояльно. Но это только до определенного периода.
Безусловно, с конца 1930-х годов, незадолго до Великой Отечественной, ситуация изменилась, и уже больше никаких гонений не было. Да, государство оставалось светским, власть поддерживала атеистическое и научное мировоззрение, но церкви и другие религиозные учреждения существовали.
Патриарх Кирилл неправ, когда считает, что СССР тратил все силы на атеистическую пропаганду. На деле это легко доказать: в СССР было мало атеистических передач, фильмов, атеизм как тема не был чем-то важным в массовой культуре.
Атеизм был актуален для тех, кто хотел изучать вопросы религии, но большинство в Советском Союзе, особенно с периода Леонида Брежнева, скорее всего, было по отношению к религии и атеизму безразлично.
Ну а аргумент, что СССР распался из-за атеизма, столь же разумен, как аргумент, что Российская империя распалась из-за православия. В действительности православие в годы царизма власть поддерживала куда активнее, чем советская власть атеизм в годы СССР. Потому что в Российской империи действительно существовали законы, по которым людей наказывали за «отступление от веры», «вероотступничество», «не православную проповедь» и даже «уклонение от крещения и воспитания детей в православной вере» (Статья 198 из Уложения о наказаниях).