Найти в Дзене

Скрипачка 🎻 и 😈демон

Оглавление

Окутала тьма, тени сделались страшны

Настала пора сумасшедших и бестий

Скрипачка и демон сидели на башне

Смотрели на ночь в украшеньях созвездий

Под ними был город с ночными огнями

На маленькой башне им было не тесно

Скрипачка и демон не были друзьями

Они просто вместе пришли в это место

Лил дождь все засыпав дождинками щедро

Прохлада ночи с холодящим дыханьем

Скрипачка играла мелодии ветра

И демон ей вторил своим завываньем

Их песня неслась в мире быстро и слепо

Кто слышал ее тот о том не жалеет

Скрипачка и демон вдвоем возле неба

Творили прекрасное кто как умеет

Закончилась ночь, демон с воем пал к недрам

Скрипачка ушла и куда мы не знаем

Но песня осталась летать в мире с ветром

И слыша ее мы порой замираем.....

Борис Бек

Она замирала, играя на скрипке,

А демон смотрел с высоты старой башни,

Как волки бежали, скрывая улыбки,

Под гневным оскалом скелетов вчерашних.

Она танцевала под музыку ветра,

А демон, играя с её волосами,

Уж очень хотел затащить её в недра,

Откуда уже не выходят с грехами.

Скрипачка в экстазе присела на камень,

На скрипке своей непрерывно играя,

А Демона свыше окутывал пламень,

И люди от сна отходили вставая.

Оксана Сибирь

Немного предыстории 👇

Старинные легенды и предания

В Европе средних веков была популярно сказание о том, что мастером, создавшим первую скрипку, был сам Сатана. Князь тьмы влюбился в прекрасную земную девушку и пытался соблазнить ее, предлагая сказочные богатства. Однако прелестница не ответила на его чувства, и тогда дьявол превратил девушку в музыкальный инструмент, чья форма так похожа на женское тело, а голос – на плач.

Шведские предания рассказывают о духе рек и озер скрипаче Стрёмкарле. Он живет под мостами и по ночам играет над водой прекрасные мелодии. По поверью, чтобы услышать его игру, надо принести на берегу в жертву черного ягненка. Музыканты, желающие добиться совершенства в своей профессии, оставляли скрипки на ночь под мостом. До сих пор в Скандинавии, чтобы похвалить музыканта, говорят, что он «играет как Стрёмкарл.

-2

Существует много старинных сказаний о чертовых пирушках. Часто в сюжете присутствует скрипач, которого бесята заманивают на свою вечеринку, так как все дьявольские отродья очень любят игру на скрипке. Прикинувшись богатым мужиком, черт приглашал деревенского музыканта на праздник, оказавшись на котором тот понимал, что дело нечисто. Вырваться ему оттуда, если и удавалось, то с трудом. В пессимистическом варианте музыкант был вынужден вечно ублажать чертей и ведьм своей игрой.

Одно из самых популярных европейских преданий – это история о красной скрипке. Якобы скрипичный мастер добавил в лак кровь своей горячо любимой жены, после чего душа женщины вселилась в инструмент и стала мстить музыкантам, играющим на ней. По мотивам этой старинной легенды был снят фильм «Красная скрипка».

Исторические личности и слухи

Существует и несколько вполне реальных историй из мира музыки, которые подпитали старинные народные предания. Одна из самых известных – это создание произведения под названием «Дьявольская соната» (или «Дьявольская трель») композитора и скрипача-виртуоза Джузеппе Тартини. Вот как об этом рассказал сам автор в своих воспоминаниях:

«Однажды, в 1713 году, мне приснилось, что я продал душу дьяволу. Все было так, как я желал — мой новый слуга был готов исполнить любое моё желание. Я дал ему свою скрипку, чтобы понять, может ли он играть. Как же я был ошеломлён, услышав такую замечательную и прекрасную сонату, исполненную с таким мастерством и искусством, которую я даже не мог представить. Я чувствовал себя заколдованным, не мог дышать, и тут я проснулся. Сразу же я схватил скрипку, чтобы хотя бы частично запечатлеть мой сон. Увы! Музыка, которую я тогда записал, является лучшим из всего написанного мной, и я все равно назвал её «Дьявольской трелью», но её отличие от того, что меня вдохновило, было столь огромно, что я разбил бы мою скрипку и навсегда распрощался с музыкой, если бы нашел возможность жить без того удовольствия, которое она мне доставляет.

Очень много сделал для популяризации связи скрипки с дьяволом знаменитый Никколо Паганини. Невероятный талант, который объясняли помощью нечистого, да и сам образ музыканта, который носил длинные волосы и имел своеобразную внешность, породили множество слухов о нем при жизни. Сам маэстро эти сплетни скорее поддерживал, так как намекал на некий секрет своего таланта, о котором он расскажет только по окончании музыкальной карьеры. Все это привело к тому, что епископ Ниццы отказался отпевать его после смерти, и прах великого музыканта был окончательно захоронен только через 56 лет.

Откуда ветер дует?

И все же, почему именно скрипка стала объектом такой «чертовщины» и связалась в народном сознании с образами смерти и Сатаны? Исследователи считают, что причину нужно искать в ее происхождении. В отличие от других инструментов, известных с глубокой старины, скрипка в своем современном виде появилась только в XVI веке и долгое время была инструментом простолюдинов. Благодаря небольшим размерам ее легко было принести на праздничные гуляния, на природу или карнавал, где под музыку народ предавался земным радостям. В определенный период времени такая музыка противопоставлялась возвышенной церковной, исполняемой «а капелла» или на органе. Возможно, что само чувственное и колдовское звучание этого инструмента также стало причиной его неоднозначной репутации.