Когда я своим друзьям сказал, что еду в Kяхту, первым делом они спрашивали «За травкой что ли?» И действительно, «буряточка», как называют ее местные, высоко ценится за свое качество и чудодейственное свойство в растаманской среде Прибайкалья и Забайкалья.
Однако Кяхта почти два века назад манила торговцев со всей страны по другой причине. Кяхта была единственным пунктом торговли Российской Империи с Империей Цин (Китаем) и там растамаживалась вся продукция Великого Чайного пути, а Китайский чай (или известный всему миру как Кяхтинский Чай) снабжал не только всю Россию, но и Западную Европу.
Итак, мы вдвоем с другом сели в авто и решили посмотреть своими глазами как живет Кяхта —некогда известный всему миру, приграничный городок на границе с Монголией, а также пересечь границу и посетить первый более-менее крупный ближайший к границе город Сухэ-Батор одним днем. Все путешествие заняло 4 дня. Но обо все по порядку.
День 1.
Чтобы доехать из Иркутска в Кяхту нужно сначала по федеральной трассе м-55 «Байкал» добраться до Улан-Удэ. Расстояние составляет 450 км. Выехав в 9:00, мы доехали до Улан-Удэ с остановкой в кафе на обед примерно за 7 часов. После свернули с «федералки» на другую «федералку» «А-340» Улан-Удэ-Кяхта.
Повернув на "Кяхтинский тракт", сразу ощущаешь резкий контраст природы. Снежные Байкальские горы меняются на почти бесснежные Забайкальские лесостепи.
И вот, преодолев 220 км за 2 часа, мы, наконец, добрались до Кяхты.
Перед городом располагается пограничный контроль, на котором, как показалось, пограничники останавливают все «не местные» машины. Сначала, правда, нам показалось, что это пункт ДПС. Остановив палочкой наше авто, пограничник любезно потребовал показать паспорт. Бегло осмотрев документ мой и моего друга, дал добро ехать дальше.
При въезде в город первым делом встречается военный городок. В Кяхте находится мотострелковая воинская часть. В городе много военных. Военные, помимо обычных жилых домов расквартированы еще и в дореволюционных армейских зданиях, которые называются по цвету красного кирпича «Красные казармы».
И вот вечером, когда уже стемнело, часов в 20:00 мы добрались до места нашего ночлега.
Остановились в гостинице «Евразия», прямо у границы с Монголией. Находится гостиница не совсем в Кяхте, а в "слободе Кяхта", так называют эту приграничную территорию местные. Дело в том, что до Октябрьского переворота под названием Кяхта имелся в виду пограничный торговый городок. Его так и называли «Слобода-Кяхта». Но был еще и административный, образовательный центр под названием «город Троицкосавск». В 1930-х годах два городка объединили и вся территория получило одно название — Кяхта.
Но вернемся к нашей гостинице. Номера стандартные, тепло. В комнате есть холодильник, две кровати. Но примечательно, что один туалет и чайник на 3 номера. Стоимость 2000₽ на 2 — х человек. Из окна было видно границу — проволоку и пограничные вышки.
День 2.
Этот день мы посвятили знакомству с городом. Погода была солнечной, на градуснике -7, но легкий степной ветерок пронизовал холодом до кожи. Позавтракав в местной кафе-юрте позами, первым делом наше внимание привлекла величественная церковь «Воскресения Христова».
Напротив церкви раскинулся ансамбль «Гостиного двора», который имеет форму замкнутого прямоугольника с входной аркой с главной стороны.
Следующим местом нашего посещения стало современное общественное пространство, посвященное Великим русским экспедициям в Центральную Азию. Именно в Кяхте формировались экспедиции под руководством Николая Пржевальского и других исследователей.
Дальше мы отправились в "Краеведческий музей", чтобы поближе познакомиться с историей этих мест. Чтобы до него добраться нужно выехать из слободы и поехать в центр города Кяхта, который как раз раньше назывался Троицкосавск. Но как я говорил выше название Троицкосавск было упразднено.
Поподробнее остановимся на истории создания именно в этом месте приграничного торгового городка или «ворот в Азию» как говорили современники, как раз посещение музея поможет нам в этом разобраться.
Итак, строительство торгового городка стало возможным после подписания с Китаем (Империя Цин) «Буринского договора» в 1727 году, который определил прохождение российско-китайской границы на тех участках, которые не были определены Нерчинским договором (Первый договор с Китаем) 1689 года.
Договор был выгоден для России, императорскому послу Савве Лукичу Рагузинскому-Владиславичу удалось отклонить притязания китайской стороны на территории, населённые российскими подданными, и реализовать принцип «каждый владеет тем, чем владеет теперь».
Спустя год в 1728 году был подписан еще один договор — «Кяхтинский», который определил правила торговли между двумя странами и установил местом торговли Кяхту. В свою очередь на другой стороне границы был построен Китайский городок Маймачен (ныне не существует).
Могут возникнуть резонные вопросы — «Почему в переговорах не участвовала Монголия и почему сейчас Россия граничит именно с Монголией?» Дело в том, что в то время Монголия была частью Китая, и Китайская сторона по существу распоряжалась этими территориями.
Дипломатическая работа Саввы Лукича Рагузинского была высоко оценена императорским кабинетом. Он получил титул графа и в честь его имени Савва город Троицкосавск получил приставку «Савск». Первая же приставка «Троицк» по названию, располагавшегося там Троицкого храма. Троицкосавск выполнял административные и военные функции. "Слобода Кяхта" в свою очередь - торговые.
"Краеведческий музей" находится, как я уже говорил, в центре Кяхты (Троицкосавск), в добротном здании бывшего 4-летнего городского училища. Стоимость взрослого билета- 150 рублей. Услуга экскурсовода — 1500 рублей. Я бы не назвал его каким-то особенным, среди краеведческих, но довольно познавательный, описывающий основные вехи в богатой истории края. Особенно приятно, что в здании есть туалет. (Не все провинциальные музеи, к сожалению, могут похвастаться этим). Если вы уж решили посетить город, то и в музей заглянуть стоит.
Выйдя с музея, мы пешком пошли гулять по городу и попытались прочувствовать атмосферу города.
Конечно, сейчас Кяхта, как и многие малые города России - это увядающий, серый город и только исторические здания напоминают о былом величественном времени.
Вот несколько фото города:
На этом программа 2-го дня закончена. На завтра мы запланировали перейти границу и посетить город Сухэ-Батор.
Продолжение. Автопутешествие в Кяхту и Монголию. Часть 2
Почитать о путешествии из "Иркутска в Нерчинск по Транссибу"