Найти тему

М. А. Полякова «Постановка понимания речи и собственной речи у неговорящих детей методом "Неигровых игр"»

Автор М. А. Полякова

Автор М. А. Полякова

Для кого эта книга? Для специалистов, работающих с неговорящими детьми, но также и для родителей, поскольку она написана очень простым языком и почти полностью состоит из игр (их ровно 1000).

Почему автор назвал игры так странно — «неигровые»? А потому что это не совсем игры в обычном понимании, а обыгрывание значений слов и фраз в реальных смысловых ситуациях, понятных ребенку, что позволяет ему говорить осмысленно, понимая, что он говорит. Каким образом у детей в принципе формируется речь? Она возникает как комментарий ребенка к собственным действиям. Образно говоря, речь «прицепляется» к действиям. Взрослые тоже комментируют действия ребенка, через это он начинает понимать речь.

💡 Примеры.

Малыш ест и лопочет (с набитым ртом): ам-ам! Разумеется, взрослые уже озвучивали так процесс его питания. Ну а если просто говорить малышу «ам-ам» безо всякого реального засовывания ему в рот «ам-ама», как думаете, он поймет смысл этого слова и будет пытаться это слово воспроизвести?

Ребенок вышагивает по комнате, а взрослые подначивают: топ-топ! Малыш смеется, топает громче, он понимает, о чем речь, поскольку слова взрослых комментируют его действие. Он и сам пытается вторить взрослым: топ! Топ!

Подобным же «действовательным» образом дети осваивают все свои первые слова и начальную фразу. В дальнейшем их речь развивается уже не только с опорой на совершаемые действия, но и на знакомые слова. Когда у детей отсутствуют смысловые действия или их очень мало — комментировать им нечего, речь не развивается или же развивается очень медленно.

С опорой на совершение понятных бытовых действий у детей формируется не только речь, но и игра.

-2

💡 Пример.

Малыш бросил на пол неинтересную ему игрушку. Это бытовое действие — он просто избавился от ненужного. Однако мама говорит ему, указывая на игрушку: брось ее мне! Мне! (делает жест по направлению к себе). Ребенок бросает ей игрушку, а мама ее ловит и опять бросает ему: на! Лови! Ребенок поймал.

Потом они с мамой перебрасываются игрушкой. А это уже игра.

В процессе игры развитие речи детей в разы ускоряется, ведь играть намного интереснее, чем делать бытовые дела. Через игру дети также осваивают окружающий мир и учатся думать. Игра — ведущий вид деятельности детей, по определению гениального Л. С. Выготского. Так что игра для ребенка — это дело, а отнюдь не ерунда!

Но только вот в чем беда: наши неговорящие дети, не понимающие или очень плохо понимающие речь, чаще всего не умеют играть. А все потому, что для них непонятны смысловые сюжеты даже самых незатейливых игр.

💡 Пример.

Планирую поставить ребенку понимание смысла личных местоимений «я» и «ты», а потом потихоньку ввести эти местоимения в собственную речь ребенка. Так вот, строим с ним башню из кубиков. Правило такое: кубики ставим по очереди. Все свои слова я сопровождаю жестами, поскольку ребенок речи не понимает.

Сначала строю башню сама, чтобы ребенок видел, как располагать кубики. Потом ломаю ее и ставлю на пол первый кубик. При этом говорю ребенку: сначала я! (бью себя в грудь). Затем командую ребенку: теперь ты! (показываю ему на следующий кубик и на него самого). А ребенок моих подсказывающих жестов не понимает. Вот и вся игра и постановка речи.

Часто наши подопечные не только не умеют играть, но и выполнять со смыслом самые обычные бытовые действия.

💡 Пример.

Хочу поставить ребенку понимание и смысловое употребление глагола «вытирать» («вытри»). Проливаю будто бы случайно воду на пол. Машу руками и кричу: лужа! Оборачиваюсь к ребенку: вытри! В поле его зрения (прямо у него перед носом) лежит тряпка. Но он даже не смотрит на нее.

Итак, выходит, что при постановке речи у детей нам оттолкнуться не от чего. А потому мы должны параллельно с формированием речи учить детей играть и совершать осмысленные дела. Для этой цели и придуманы «Неигровые игры». Превратить в «неигровую игру» можно почти любую игру и любое бытовое действие ребенка.

-3

💡 Пример (с постройкой башни).

Опять ставлю кубик на пол и говорю: сначала я! Захватываю рукой ребенка второй кубик, тычу ребенка в грудь и командую: теперь ты! (прочерчиваю рукой в воздухе траекторию, ведущую от его кубика к тому, что стоит на полу). Жду, не поставит ли ребенок сверху свой кубик.

Нетушки! Тогда сама ставлю кубик его рукой. Беру следующий кубик, говорю: теперь я! (тычу себя в грудь и ставлю кубик). Опять жду, не продолжит ли ребенок постройку. И так далее, пока он не освоит игру.

Можно использовать помощника. Ставим с ним кубики по очереди, приговаривая: теперь я! Теперь ты! Ребенок, наблюдая за нами, усваивает смысл игры. Дальше играем с ребенком.

💡 Пример (с вытиранием лужи).

Опять проливаю воду на пол. Перед ребенком лежат кубик и тряпка. Беру кубик и начинаю усердно тереть им пол, говоря при этом: тру, вытираю! Лужа лишь расползается. Даю ребенку пощупать пол, чтобы он убедился, что тот по-прежнему мокрый.

Хватаю тряпку, говорю: тру, вытираю! Вытерла! Ребенок щупает сухой пол. Спрашиваю его: а где лужа, вода? И отжимаю воду из тряпки в ведро: вот! Вот вода! Это нужно, чтобы ребенок понял, что вода оказалась в тряпке, впиталась.

Опять проливаю воду и кладу перед ребенком кубик и тряпку: вытри!

Вот такие не совсем «игровые» игры я предлагаю в книге. Сюжеты игр постепенно усложняются, а вместе усложняется и речевой материал, который в них обыгрывается. Итак, определим еще раз, что такое «Неигровые игры», — это игровые дела, выполняемые ребенком в реальном трехмерном пространстве с реальными предметами. Вместо предметов могут использоваться их символические заместители. Никакого специального оборудования не надо — в основном «подручный» и «подножный» материал. Один и тот же предмет может выполнять одну роль или несколько.

💡 Примеры.

Мяч — это воображаемый живой котенок, к тому же хулиган. Он «убегает», «прячется». Его надо поймать!

Кусок веревки — это «змея», через которую надо осторожно переступить, а то укусит; «дорога», которую надо проложить от одного стула до другого (это «домА»), огибая кубики («деревья»); «река», через которую нужно бросить мост.

Автор Полякова М. А.: «Как зародилась у меня идея сочинения «Неигровых игр»? Дети меня этому научили — да-да, наши «неговоряшки-непонимашки».»

💡 Пример.

Сидим с ребенком у меня в кабинете. За окном вдруг полил дождь будто из ведра. Я кричу: ливень! Ливень! (и накрываю голову руками). Мой подопечный при этом как-то чересчур хитро смотрит на меня.

На подоконнике стоит пульверизатор, наполненный водой. Ребенок прежде уже видел, как я опрыскивала из него цветы. Вдруг он хватает пульверизатор и щедро брызжет мне в лицо. В восторге кричит: ливень! Ливень! Я не растерялась — бегОм к сумке, выхватила зонт, раскрыла над головой. Кричу: зонт! Зонт!

Потом мы меняемся ролями и репликами.

💡 Еще пример.

-4

Играем с ребенком в «кошки-мышки». Кошка — я. С громким боевым кличем «мяу!» гоняюсь за своим партнером-мышкой. Он убегает, пищит, «говоря» от лица мышки: пи-пи-пи! Загнала его в угол, где стоит кушетка, застеленная пледом. Ага, мышка попалась! Убегать больше некуда!

Но тут ребенок хватает плед и набрасывает его на себя. Кажет мне из-под пледа хитрющий глаз, схлестывает крест-накрест руки: нельзя! Нельзя! Пи-пи в домике! (на самом деле так: нидя! Нидя! Пи-пи домьке!).

Дальше мы продолжаем игру по сценарию ребенка. Он — кот, потом опять — мышка.

👉 Как пользоваться книгой? Методика постановки речи, представленная в ней, рассчитана на самые трудные случаи, когда ребенок вовсе не говорит и совсем не понимает речь, а потому работать с ним надо с нуля — как предложено в книге. Книга толстая. Игры в ней описаны очень подробно, с рекомендованными репликами для педагога и вероятными репликами детей. Все это с учетом прежде уже освоенных ребенком слов и фразовых оборотов. Когда работаете с детьми, у которых недоразвитие речи не столь выражено, делайте из материала подходящую выборку. По аналогии с приведенными играми легко придумать и свои собственные.

👉 Начинать заниматься можно с детьми от 3-х лет. Однако в книге есть игры, для малышей непонятные. Упростите их или пропустите совсем.

👉 На работу с какими нарушениями рассчитана книга? Она предназначена для занятий с детьми с алалией (сенсорной, моторной, сенсомоторной); задержкой речевого развития (ЗРР); общим недоразвитием речи (ОНР); расстройствами аутистического спектра (РАС). При работе с детьми с РАС, пожалуйста, обращайте внимание на комментарии к играм — там есть определенные ограничения и предостережения.