Может показаться, что нормы морали - нечто незыблемое, раз и навсегда установленное. Это совершенно не так. Даже если взять одну страну, одну культуру - всё равно: время вносит большие коррективы, порой - разительные. Это нетрудно отследить в искусстве, например, - в литературе.
Женщина необычной судьбы, Надежда Дурова (та самая «кавалерист-девица», воспетая потом в «Гусарской балладе») была ещё и писательницей, оставила записки о своей жизни, а также несколько повестей. Одна из них называется «Игра судьбы, или Противозаконная любовь».
О чём она? О любовных злоключениях, разумеется.
Молодая женщина погибает, пройдя через ряд малоприятных жизненных коллизий. Нельзя, правда, сказать, что её беды очень оригинальны: её выдают замуж за проходимца, до поры скрывавшего свои дурные наклонности (наподобие пьянства, любви к азартным играм и волокитству); за ней ужахивает мужнин приятель, и не без успеха - девушка становится его любовницей; потом оба этих сатрапа бегут от неё, оставляя в полном одиночестве.
Но в неё без ума влюбляется молодой татарский князь (к тому же - гусар), она отвечает ему взаимностью и всё бы хорошо, если бы подлые братья последнего не убили его с тем, чтобы оставить себе всё отцовское наследство.
После этого героиня совершенно падает духом, спускает всё своё имущество до нитки, спивается и умирает в грязном чулане у «добрых» людей в возрасте лет этак двадцати трёх.
В чём же, спрашивается, «противозаконность» любви? Судя по репликам повествователя и прочих героев:
- в том, что героиня при живом муже имеет связи с другими (хотя муж с самого начала изменяет ей, а потом и вовсе исчезает в неизвестном направлении и более не появляется);
- в том, что героиня-христианка сожительствует с магометанином-татарином (при том, что это сожительство описывается как искреннейшая и преданнейшая взаимная любовь).
И, кстати говоря, никого там не возмущает, что девушку выдали замуж в 13 (тринадцать) лет.