Найти тему
ПоУшиВКино

“Гватемальское рукопожатие” (2006): Всеобщее замыкание

Слоган: A feast for the senses... a challenge for the brain

“Гватемальское рукопожатие” (The Guatemalan Handshake) режиссёра Тодда Роэла (Todd Rohal) – это смесь комедии и драмы. Несмотря на название, про саму Гватемалу в фильме ничего не говорится, даже действие разворачивается в американском городке. От неё тут только действующее лицо – гватемалец по национальности, который является не главным героем, но, как мне показалось, имеет значение для формирования именно такого названия.

Вариант постера к фильму "Гватемальское рукопожатие"
Вариант постера к фильму "Гватемальское рукопожатие"

Сюжет

На ядерном заводе в маленьком американском городке происходит загадочный скачок электричества. Он вносит смуту в спокойное течение его жизни. У Этель Файеркрекер пропадает пушистая любимица – её беленькая собачка Луи, а у мистера Тёрнапсида – единственный сын Дональд вместе с отцовским автомобилем, который он у него одолжил прямо перед исчезновением. У Дональда остаётся его подружка Сейди на сносях, которую отец-гватемалец выгоняет из дома. И Сейди приходит к отцу Дональда домой, чтобы он её приютил.

Историю рассказывает десятилетняя девочка со своеобразным именем НожкиИндюшки. Она считала Дональда своим лучшим другом, несмотря на то, что они встречались только летом в лагере, куда её отправляет мать на отдых. Она отправляется на поиски своего друга.

Параллельно с этим, зрителю показывают, как поиски влияют на жителей городка.

*Очень важно то, что главным развлечением в городке является автомобильное дерби (demolition derby). На площадке сталкиваются автомобили до того момента, пока на ходу не останется один. Именно последний и признаётся победителем. Единственный чемпион этого дерби – гватемалец, он непобедим. А исчезнувший Дональд отчаянно мечтал о победе. Ему хотелось получить кубок со своим именем на нём, даже если кроме имени на нём ничего не было бы написано.

Акцент на слова

И потом, не просто так частью слогана является фраза: “….испытание для мозга” (….a challenge for the brain). На игру слов в этом фильме, похоже, сделана ставка. В оригинале имена действующих лиц звучат как:

Mr. Turnupseed – отец Дональда, пропавшего после электрического скачка. Слово можно перевести как “посевное зерно”, якобы из его семени появился Дональд. Ну, тут логично.

Stool – инфантильный молодой человек, который работал на ядерном заводе, эпицентре замыкания. Во время происшествия он помешался – спрятался в угол и остервенело поедал сэндвич. За безалаберность его уволили, и он устроился работать в роллер-клуб. Безответно влюблён в сестру Сейди. Слово stool имеет два значения: “табурет” и “испражнение”. В целом этот персонаж очень нелеп и глуп, как табуретка, а девушка, в которую он влюблён, сделала ему замечание, что от него очень плохо пахнет. Складывая эти значения, тоже можно засчитать имя логичным.

Turkeylegs – девочка-рассказчица этой истории. Это слово можно перевести как “ножка”, то есть эта часть индейки относится к меньшей части всей ноги птицы, которая не такая большая как сама голень. Но это не имеет никакого значения относительно имени.

Lunchmeat – один из мальчиков-бойскаутов из летнего лагеря, кто украл авто мистера Тёрнапсида. Перевод этого слова очень простой – “мясной обед”. Допустим, мальчику дали такое имя потому, что он полный.

Ethel Firecracker – женщина, у которой пропала собачка Луи. Фамилия firecracker переводится как “фейерверк” или “хлопушка”. Возможно, её так назвали потому, что сознание Этель очищалось на короткое мгновение, вспыхивало как хлопушка, когда она понимала, что творится что-то неладное, но в основном находилась в заторможенном состоянии.

конечно, само название – the Guatemalan handshake. Самое интересное и загадочное. На самом деле, у этой фразы есть сленговое значение, но его я здесь фиксировать не хочу. Сленговое значение не имеет никакого отношения к сюжету. Получается, стоит опираться на происходящее. В следующем абзаце я привожу своё видение выражения the Guatemalan handshake.

В чём особенность фильма

В его сложности, запутанности, абсурдности и непонятности.

Тут параллельно развиваются две линии: ведётся подобие поиска Дональда, разбавленное поисками собачки; комичное “путешествие” автомобиля мистера Тёрнапсида.

Его бросает Дональд прежде, чем исчезнуть в неизвестном направлении. Два мальчика-бойскаута из лагеря садятся за руль и едут в автомагазин, чтобы продать его. В автомагазине Стул, очаровав консультанта, покупает автомобиль со скидкой. Девушка, в которую влюблён Стул, говорит, что ему нужен более крупный автомобиль. Стул отдаёт его гватемальцу, отцу Сейди, взамен на его автобус, в котором тот возит своих многочисленных дочерей. В итоге гватемалец приезжает на дерби, оставляет авто на парковке, где его неожиданно видит мистер Тёрнапсид и радостно уезжает на нём прочь ото всех.

Таким образом, автомобиль сделал круг по городу – от мистера Тёрнапсида до гватемальца. Потому, что на дерби Тёрнапсид сел за руль сразу после гватемальца, это можно считать первым рукопожатием, через которое теперь они связаны с этим автомобилем. Получается, во вселенной этого фильма фразу можно интерпретировать как круговорот вещей среди жителей города. Якобы очень лёгкая версия автомобильного дерби.

Тот самый автомобиль
Тот самый автомобиль

Фильм в итоге больше напоминает визуальный перфоманс в музее современного искусства, когда зрителю даётся возможность посмотреть видео с последующей возможностью вольной его интерпретации.

Что я подумала, пока смотрела. То ли это взгляд взрослеющей девочки на свои летние каникулы в летнем лагере, куда ей надоело приезжать, но мать настойчиво туда её отправляет, потому что она может здесь общаться со своими сверстниками.

То ли это режиссёрское видение окружающего мира с его абсурдностью. Вот смотрите, одновременно пропадают человек и животное. При этом животное разыскивается активно – хозяйка по всему городу расклеивает объявления, даже опрашивает жителей, видели ли они её питомицу. В то же время человека не ищут. Его поиски сводятся к воспоминаниям о нём, к выводам о его характере, что его не любили, потому исчезновение никого, похоже, не расстраивает.

Или вот: у отца Дональда пропадает автомобиль вместе с сыном. Отец не проявляет эмоций по этому поводу. Он принимает в своём доме подружку сына, которая буднично сообщает, что её отец выставил её из дома. Это воспринимается как что-то совершенно обычное и будничное. Зато, когда отец видит свой автомобиль снова, его настигают настоящие живые эмоции.

Электрический скачок меняет сознание жителей городка, но это не галлюцинация. Это по-прежнему реальность, но она стала выглядеть чуть иначе, а все действующие лица воспринимают это как само собой разумеющееся. Например, Этель Файеркрекер читает в газете некролог о себе и приходит на свои похороны. В следующей сцене она смотрит на объявление о пропаже своей собачки, где с фотографии собачка убегает по лужайке в даль, и Файеркрекер вешает сверху другое объявление, потому что на её объявлении уже никого нет, стало быть и искать некого. Взрослый парень по имени Стул постоянно пьёт молочные коктейли и ест мороженое, хотя от этого его непременно тошнит, но он при этом, обнимая унитаз, прочищает горло недопитым коктейлем, и его снова рвёт.

Моменты, которые мне понравились

В фильме есть оригинальный музыкальный номер, в котором дуэтом исполняют песню друг для друга Дональд и Сейди. Он снят в чёрно-белом цвете на фоне того, что весь фильм цветной. И, если возникает сомнение, как друг к другу относятся эти парень и девушка, то в песне наступает прояснение, что чувство между ними определённо есть. Но, мне кажется, главным доказательством её любви к нему служит её решение пойти наперекор отцу и принять участие в дерби, в котором мечтал победить сам Дональд и получить заветный кубок.

Сейди и Дональд поют друг для друга
Сейди и Дональд поют друг для друга

Понравилась сцена с девочкой Turkeylegs (НожкиИндюшки), когда она уснула в поле. Эта сцена примечательна операторской работой. Оператор делает план вертикальным, создавая впечатление полного переворота привычной обстановки, смены сознания. И этот эпизод в рамках всего фильма выглядит самым эстетичным и вменяемым.

Сцена в поле
Сцена в поле

Растрогала надпись на загипсованной руке Сейди: Sadie, Love Is Stronger Than Bones (Сейди, любовь прочнее костей). Она и музыкальный номер выглядят очень инородно на фоне всего происходящего, словно не принадлежит этому претенциозному безумию.

Интересные факты

Тодд Роэл, режиссёр этого абсурдного фильма, сказал в одном из интервью, что ему хотелось бы, чтобы по его фильму через 50 лет написали песню. Эту свою оригинальную мечту он зашифровал в фильме. Есть сцена, когда Дональд признаётся НожкиИндюшки, что хочет нацарапать на панцире своей любимой черепахи имена, своё и Сейди. А НожкиИндюшки через много лет встретит эту черепаху и вспомнит о них, увидев на панцире имена.

Оказывается, скачок электричества на ядерном заводе, ставший толчком к событиям в фильме, имел место в реальной жизни. 28 марта 1979 года в американском городе Лондондерри (штат Пенсильвания) на реакторе Три-Майл-Айленд произошла авария – масштабный выброс радиоактивных газов и радиоактивного йода в окружающую среду, что стало самой страшной аварией в истории коммерческих атомных электростанций США.

Но абсурд в том, что фильм не обыгрывает никак тему загрязнения окружающей среды. То есть замыкание лишь вносит сумбур в жизнь жителей городка. А, если хочется увидеть фильм-рассуждение на тему “человек и окружающая среда”, то лучше обратиться к “Белому шуму” Ноа Баумбаха.

***

Ссылка на фильм:

The Guatemalan Handshake (2006)