Во время работы с детьми в арт-курсе "Арт-терапия для детей которые беспокоят родителей" совершенно спонтанно рождаются упражнения.
Это происходит в тот момент, когда идёшь за ребёнком:
- Тебе сейчас надо сделать вот так!
- Я расскажу тебе сказку про Зайчонка, который обиделся на маму. А ты можешь делать на листе бумаги или с пластилином, что захочешь.
Сегодня ребёнок выбрал лист бумаги и акварель.
Завершилась сказка. Поговорили о том, чему эта сказка нас учит.
Услышали ответы друг друга на вопросы:
- Почему обиделся Зайчонок? Что чувствовал? Была ли права мама?
- Что чувствуешь, ты, когда обижаешься на маму? Всегда ли мама бывает права? Почему она хочет, чтобы ты делал так и вот так?
На листе бумаги ребёнок нарисовал: двух красных котов, сердце разделённое на две половинки и закрашенное в разные цвета, большой глаз, бабочку и зелёный куст.
Глядя на этот рисунок, у меня родилось следующее упражнение:
- Возьми кисточку. Представь себе, что она путешествует по этому листу, переходя от одного образа к другому и оставляя на листе следы.
Ребёнок взял кисть и оставляя следы на листе начал своё путешествие с двух красных котов.
- Здравствуйте, коты! Я тоже хочу к вам. Вы меня возьмёте к себе? - начал ребёнок историю.
- Возьмём, если ты не будешь вредничать, - продолжила я.
- Я вредничаю потому, что вы на меня не смотрите, - сказал ребёнок.
(В данной семье есть проблема в отношениях между ребёнком и новым мужем мамы)
- У нас много взрослых дел. Мы ходим на работу, делаем домашние дела. А когда сделаем, то устаём и отдыхаем, - продолжила я.
- А я не хочу, чтобы вы отдыхали!
- Мы так не можем! Мы заболеем. Без отдыха нам будет плохо! Хочешь попутешествовать дальше, пока мы отдохнём? - спросили коты моим голосом.
- Хочу, - ответил ребёнок.
- Куда отправится твоя кисточка дальше?
Кисточка отправилась к глазу. Этот большой глаз наблюдал за всеми.
(Дети в рисунках усиливают то, что для них главное. И это про контроль ребёнка за членами семьи. Позиция: "Я главный" подтвердилась.)
Глазу было одному скучно и кисточка нарисовала ему друзей.
Сердце было двух цветов потому, что злилось и сердилось, а потом любило и становилось добрым.
Бабочка и куст были в сказке про Зайчика, поэтому ребёнок их нарисовал.
Путешествие Кисточки завершилось. Она оставила следы на листе и соединила все персонажи.
- Хочешь что-то дорисовать? - спросила я.
- Мне так нравится. Не буду дорисовывать, - ответил ребёнок.
Вывод.
Для ребёнка именно такое завершение имеет ценность. Какую? Об этом мы можем только догадываться.
Рекомендую к прочтению цикл статей про протестное поведение детей и подростков.
© Все права защищены. Перепечатка статьи или фрагмента возможна только со ссылкой на этот сайт и указанием авторства
Тестирование: готовность к школе и проблемы в обучении. Онлайн.
Автор: Василакий Ирина Родионовна
Психолог, Отношения Эмоции Дети-ОНЛАЙН
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru