- Атеисты - агрессивные безбожники...
- Они орудие сатаны...
- Они невежественны...
- Они аморальны...
- Их жизнь бездуховна и лишена смысла...
- В падающем самолете и в окопах под огнём вообще не бывает атеистов...
Что из этого правда, а что фантазии?
Подобно тому, как я советую антисемитам обращаться к евреям, чтобы их понять, скажу, что для понимания атеистов лучше всего атеистов и спрашивать. И в обоих этих случаях далеко ходить не надо, потому что меня, как еврея и атеиста, можно спросить и про тех, и про других. Не стану особо углубляться в тему, возможно ли быть евреем и не верить в бога, просто скажу, что да, возможно. Вопреки распространенному мнению, евреи-атеисты, особенно из бывшего СССР, встречаются нередко.
Однако мир, в котором мы живем, по большей части религиозен, а следовательно нормальным в нем считается верить в какого-нибудь бога или даже в нескольких богов одновременно, а неверие ни в какого большинству кажется странным и труднообъяснимым. Поэтому люди верующие зачастую думают об атеистах бог знает что (или не знает, учитывая, что его нет).
Давайте рассмотрим несколько распространенных суждений о нас, атеистах, и определим, насколько они справедливы. Это не дискуссия на тему, есть ли бог. На этот счет пусть каждый остается при своем мнении. Это просто рассказ о том, что в действительности представляют собой атеисты, во что они верят, на что надеются, ради чего живут.
И поскольку от первого лица я могу говорить только за себя, в глобальных вопросах буду опираться на данные американского Исследовательского Центра Пью (Pew Research Center), очень авторитетной организации, изучающей социальные проблемы и, в частности, проводящей множество опросов общественного мнения по всему миру.
Как вы уже заметили, слово "бог" я пишу с маленькой буквы, поскольку, в отличие от верующих, в особенности от монотеистов, рассматриваю его не как имя собственное, а как нарицательное. Проще говоря, для меня что Христос, что Иегова, что какой-нибудь Зевс - явления равнозначные, представляющие собой мифологических, то есть литературных или, если хотите, фольклорных персонажей.
Прежде всего следует оговориться, что не все, кто называет себя (или кого называют) атеистом, на самом деле являются таковыми. Нередко к нам причисляют агностиков и всякого рода мистиков и эзотериков. Порой даже сатанистов, но о них поговорим чуть ниже.
А между тем, атеизм - это неверие в какие бы то ни было божественные силы. По сути это тоже своего рода вера, но не в божество, а в его отсутствие. Как говорил персонаж фильма "Берегись автомобиля", одни люди верят, что бог есть, другие верят, что бога нет - и то, и другое недоказуемо. Поскольку никто из нас не способен знать всего на свете, остается опираться на веру в то, что каждому кажется наиболее убедительным или утешительным.
Агностики не являются атеистами, поскольку, формально не принимая никакой религии, они все же вполне допускают наличие бога, хотя и не считают этот вопрос таким уж принципиальным. Быть нерелигиозным и считать всякую религию выдумкой - все-таки не одно и то же.
1. О СТАТИСТИКЕ
Опросы показывают, что во всем мире порядка 7% атеистов и эта цифра растет. Половина из них живут в дальневосточном регионе - в Японии, Китае и Вьетнаме. Вторая половина в основном в Европе.
Больше всего атеистов, до четверти населения, в Чехии. Также лидируют Бельгия (19%), Дания (16%) Словакия и Франция (по 15%). В России, когда там еще можно было замерять, насчитывалось порядка 4% атеистов. Как ни странно, в США, стране, которую в последние годы в России принято считать категорически чуждой, ровно те же 4%. Возможно, у России с Америкой все же больше общего, чем кажется. Во всяком случае в США главой государства ни разу не становился атеист, поскольку считается, что он попросту не получил бы поддержки избирателей.
Существуют страны и целые регионы, где число атеистов стремится к нулю. В Саудовской Аравии, Афганистане, Иране и Пакистане атеизм считается богохульством и может караться вплоть до смертной казни.
Однако в более-менее развитых странах процент неверующих неуклонно растет. Статистика показывает, что чем больше в обществе атеистов, тем меньше процент случаев шизофрении. По крайней мере в тех 125-и странах, где проводились подсчеты. Возможно, "страх божий" способен нешуточно подавлять верующих и вызывать расстройство сознания у людей с неустойчивой психикой. А возможно, что шизофрения зависит от совершенно других факторов и с религией вовсе не связана.
Как знать...
2. ОБ АГРЕССИИ
Очень частый упрек, который мне приходится слышать, - все атеисты агрессивные борцы с религией. В действительности это не так. Лично мне нет никакой разницы, верят ли окружающие в какого-нибудь бога или нет. Если верят, не вижу в этом ничего страшного, мне это совершенно не мешает. Более того, я люблю пообщаться с верующими, позадавать им вопросы, пытаясь понять почему мы настолько по-разному видим мир. Если человек нуждается в вере, не мне ему указывать, прав он или нет. Я всего лишь не разделяю его веру, как и он мою. Это не мешает ни взаимопониманию ни уважению.
Точно так же не вижу ни малейшей заинтересованности в том, чтобы "вербовать" кого-то в ряды атеистов. Смысла в этом никакого. А вот со стороны религиозных собеседников мне не раз приходилось слышать призывы, порой весьма агрессивного свойства, отказаться от своих вредных заблуждений и уверовать. Хотя, если вдуматься, это бессмысленное предложение, но к нему мы еще вернемся в финале. Вообще считается, что 26% религиозных людей любой конфессии охотно делятся с окружающими своей картиной мира, даже если их об этом не просят, тогда как атеисты делают это лишь в 9% случаев.
Исключение составляют периоды антирелигиозного фанатизма в тоталитарных обществах - например, в Китае времен Культурной революции или в Советской России в довоенные десятилетия. Но то атеизм не разумный, принимаемый человеком осознанно и добровольно, а навязанный государственной пропагандой, которая, как мы хорошо знаем, способна порождать в людях ненависть на любой почве - национальной, идеологической, религиозной.
3. ОБ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ
Многие набожные люди убеждены, что атеисты не верят в бога по незнанию. И если поделиться с ними словом божьим, они могут прозреть и прийти к истинной вере - какой именно, зависит от веры, которую исповедует сам убежденный. Это тоже миф. В реальности вера зависит не от того, прочитал ты или не прочитал некое откровение. Иначе безграмотные люди прежних веков были бы сплошь атеистами или агностиками.
Все дело в твердости убеждений каждого из нас. Если не сомневаешься в отсутствии всевышнего, то чтение, скажем, Торы или Библии не будет восприниматься как слово божье, это будет просто знакомство с мифологией, своеобразным литературным жанром.
Исследования показывают, что атеисты ориентируются в истории религий, их канонах, заповедях и традициях не хуже, чем последователи этих учений. Оно и неудивительно: для религиозного сознания веры обычно вполне достаточно, чтобы определенная картина мироустройства укладывалась в голове, тогда как отсутствие веры, предлагающей готовые ответы на принципиальные вопросы, вызывает естественное желание искать их самостоятельно, изучая, сравнивая и анализируя существующие варианты.
Признаюсь, меня всегда интриговала способность людей верить во что-то невидимое и волшебное. Поэтому я, как, судя по опросам, очень многие атеисты, хотя бы фрагментарно читал главные книги самых популярных религий. При этом если мусульманину важно знать лишь Коран, а христианину Библию, раз уж собственное учение представляется единственно правильным, то у атеиста нет таких предпочтений.
Более того, даже в знании собственных священных книг многие верующие уступают атеистам. Это касается и цитирования, и особенно понимания смысла приведенных цитат, их часто просто заучивают, не особенно заботясь о правильном толковании. Потому что верить важнее, чем понимать. Исключение, судя по данным исследований, составляют иудеи, вера которых поощряет персональное и осмысленное изучение Торы с самого детства.
4. О ДУХОВНОСТИ И СМЫСЛЕ ЖИЗНИ
Еще одно популярное заблуждение, что человек без веры живет бездуховной жизнью. Такое мнение объясняется категоричностью, вообще присущей почти любому религиозному сознанию. Разве что буддизм и индуизм не возражают против разнообразных путей для поиска истинного пути. Но каждая из авраамических религий предпочитает считать себя единственно верным духовным учением.
В действительности же религия всего лишь одна из форм духовности, далеко не единственная. Философия, поэзия, музыка, искусство - духовные практики весьма многочисленны и к религии могут не иметь никакого отношения. Другое дело, что под словом "духовность" верующие и неверующие люди подразумевают не совсем одно и то же, так что тут есть еще и разночтения в терминах.
Похожая история со смыслом жизни. Часто приходится слышать, что если ты не надеешься на вечную жизнь, то тебе не к чему стремиться. Ради чего самосовершенствоваться? Ради чего работать в поте лица? Зачем терпеть страдания, болезни, зачем вечно во всем себе отказывать, если не ради воздаяния за свое прилежание и долготерпение в ином мире? В этой постановке вопроса заключена та же категоричность, что и в теме духовности. Тот высший смысл, которым утешаются верующие, необязательно единственно возможный.
Атеисты склонны больше ценить отпущенное им время, поскольку верят, что этот период краток и конечен. У нас не будет последующего разбора полетов, не будет реинкарнации и работы над ошибками, не будет развилки между адом и раем, а потому нет смысла строить свою уникальную земную жизнь в соответствии с надеждой на что-то несбыточное.
Атеист находит свои смыслы здесь и сейчас. Кто-то живет ради детей, стараясь сделать их жизнь счастливее своей. Кто-то ради созидания, ради творчества и самовыражения. Кто-то расширяет границы познания, открывая новые законы природы или заглядывая все дальше вглубь вселенной.
Но большинство из нас находят свои небольшие личные смыслы. Вполне типично, например, стремиться к радости, к любви, к ощущению счастья или хотя бы удовольствия. Если наш век так короток, а нам выпала удача родиться, то почему бы не провести это время, наслаждаясь процессом?
Хотя тут неизбежно возникает проблема морали. Раз человек не стремится в рай и не боится ада, что же удержит его от совершения зла, которое в религиозной практике принято именовать грехом?
5. О МОРАЛИ
Однако опыт показывает, что атеисты, не принимая религию, согласны соблюдать основные моральные нормы той веры, которая определяет культуру их стран. Скажем, в обществах христианской цивилизации мораль строится на основе 10-и заповедей, дающих представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. А заповеди эти, кстати, более-менее универсальны.
Убивать плохо, любить хорошо.
Красть плохо, дарить хорошо.
Распущенность ужасна, добродетель достойна.
Зависть плоха, великодушие прекрасно.
И так далее.
Возможно, эти правила могли бы быть угодны богу, если бы он существовал, хотя уверенности в этом нет. Но для людей в их реальной земной жизни такие принципы гораздо полезнее, поскольку они разумны и помогают человеку выживать и взаимодействовать с другими людьми. А все, что рационально и идет на пользу, неразумно игнорировать. Поэтому атеисты вполне сознательно принимают господствующую в обществе мораль и нравственные ценности.
Для того, чтобы быть приличным человеком, не нужны инструкции с небес, достаточно руководствоваться соображениями гуманизма и здравого смысла. И заповеди всех религий были, конечно, придуманы и сформулированы не богами, а людьми, которые именно такими соображениями и руководствовались.
К тому же не будем забывать, что светские законы тоже строятся на универсальных моральных нормах. Так что ад, конечно, выдумка, но вот тюрьма за совершенное зло светит вполне реально. И в некоторых случаях (как, например, в России, США, Индии и африканских странах) заключение может оказаться похлеще ада.
6. О ТЕРПИМОСТИ
Вот тут исследования показывают интересный парадокс.
С одной стороны, большинство опрошенных атеистов (порядка 70%) считают религию и особенно религиозные институты вредными для общества, утверждая, что ущерба от них больше, чем пользы.
Под ущербом имеются в виду и религиозные войны, и инквизиция, и противодействие науке, и всевозможный агрессивный фундаментализм, и подавление инициативы, и ущемление прав личности - например, запрет на разводы, аборты, дискриминация женщин или сексуальных меньшинств.
Однако при этом на уровне частных контактов атеисты проявляют максимальную веротерпимость, выступая за полную свободу в выборе веры или неверия, поскольку сами являются проявлением этой свободы.
Более того, атеисты спокойно отмечают религиозные праздники, воспринимая их просто как повод для веселья и возможность побыть с близкими. Например, в России многие красят яйца на пасху, не придавая никакого значения религиозной подоплеке этого занятия. В Израиле во время Песаха атеисты нередко с готовностью заменяют хлеб на мацу - не бог весть какая жертва, зато разнообразие и веселье, особенно в семьях с детьми.
А в Йом Кипур даже самые закоренелые безбожники соблюдают тишину - просто из уважения к традиции и окружающим людям. Тяга к соблюдению традиций вообще характерна для любого общества, независимо от религиозности.
7. О ВЗГЛЯДАХ
Учитывая, что свобода личности стоит для атеистов во главе угла, неудивительно, что они чаще всего разделяют либеральные ценности.
Атеисты как правило (на уровне 90% опрошенных) выступают за легализацию абортов, не возражают против однополых браков, поддерживают борьбу за права женщин и осуждают любые формы ксенофобии.
Атеисты больше озабочены проблемами окружающей среды, поскольку сознают, что никто, кроме самих людей, не может навести порядок на планете.
Приверженность сатанизму, в которой порой упрекают атеистов, в действительности глупая фантазия. Чтобы быть сатанистом, необходимо как минимум верить в дьявола. А в этом случае придется принять религиозный дуализм и допустить существование бога.
Это так не работает.
Человек или верит в божество (хоть светлое, хоть темное), или нет. Либо способен поклоняться кому-то или чему-то, либо не способен.
Верить наполовину невозможно. Вера не допускает степени, она или есть, или ее нет.
А это соображение приводит нас к развенчанию моего любимого мифа.
8. О ПАДАЮЩЕМ САМОЛЕТЕ
Исследования показывают, что религию человек чаще всего не выбирает, а наследует, присоединяясь к вере родителей и больше ее не меняя. А атеистами в основном (в районе 90% опрошенных) становятся самостоятельно, утрачивая веру.
Я представляю собой занятный симбиоз этих двух процессов, унаследовав неверие в бога от родителей, а в процессе жизни значительно укрепив это убеждение на личном опыте.
Феномен утраты веры очень интересен. Он, как правило, необратим. Ты просто оказываешься не в состоянии верить. И эта неспособность никак не зависит ни от собственной воли, ни от внешних обстоятельств.
Грубо говоря, я не могу заставить себя стать верующим. Могу стараться, молиться, поститься и совершать любые мыслимые ритуалы, но если в душе не верю, что все мои молитвы кто-то слышит, эти занятия остаются всего лишь внешней атрибутикой, имитацией веры.
Та же история, если атеист попадает в опасную для жизни ситуацию - в падающий самолет или в окопы под огнем - он не сможет мгновенно уверовать только потому, что ему стало страшно. Да, человек в состоянии паники может бормотать что-нибудь вроде "пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста!..", но молитвой это назвать все равно нельзя. Он не обращается к тому, в кого не верит. Он просто всем своим существом (всей душой, как сказали бы верующие) надеется на удачу, некое счастливое стечение обстоятельств, которое может спасти не по воле всевышнего, а согласно законам физики.
И, кстати, представление о том, что на смертном одре все без исключения приходят к богу, тоже ерунда. Некоторые приходят, становясь не столько верующими, сколько агностиками, рассуждая "а почему бы и нет, что я теряю?". Но точно не все. Не из упрямства или какого-то принципиального нежелания, а по причине все той же неспособности поверить.
9. В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Считается, что у атеистов уровень тревоги в среднем выше, чем у верующих людей. И это объяснимо. Когда ты знаешь, что никто за тобой не присматривает, никто не прикрывает, а любая опасность может быть чревата не переходом в лучший мир, а просто концом существования, жизнь становится гораздо более непредсказуемой. Это нервирует, понятное дело.
С другой стороны, если сравнивать уровень удовлетворенности собственной жизнью, оказывается, что он у верующих и неверующих примерно одинаковый. Наши картины мира очень отличаются, и хотя они в любом случае не идеальны, в каждой из них есть что-то прекрасное, утешительное, вдохновляющее, в каждой есть место для счастья.
Атеисты отдают себе отчет, что многого не знают о мире. Но отсутствие знаний мы не склонны заполнять фантазиями о том, как все устроено с человеческой точки зрения, потому что считаем человечество не детьми божьими, а песчинкой в пространстве бесконечной вселенной. Верить, что этот огромный мир устроен по земным законам, было бы наивно. Тем более, что сторонники божьего замысла за все неудачи в его реализации всегда винят людей, а не бога, поскольку те несовершенством своим и глупостью вечно ставят палки в божественные колеса.
Атеисты же склонны думать, что раз уж вся ответственность лежит на людях, пусть люди сами составляют планы, сами их реализуют и сами перед собой отвечают за результат.
*Комментарии приветствуются, но каждый комментатор сам выбирает стиль общения: на вежливые высказывания реагирую с уважением, на хамство, агрессию и упрямое желание оспорить каждое слово отвечаю адекватно. Если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите.
**Автор не обязан сообщать кому бы то ни было по первому требованию, где он берет информацию. Если ссылка на источник не указана в тексте, каждый желающий может поискать сведения сам. Гугл вам в помощь.
#атеизм #религия #философия #предубеждения #просвещение #агностицизм #религиозноесознание #свободавыбора #кэкзистенциализм #статистика #социальныепроблемы #исследования #личныйопыт #вера #глазамикосмополита