ВВЕДЕНИЕ
Наткнулся на статистику смертей в ДТП за разные годы на дорогах России. Раньше я старался игнорировать подобные вещи, чтобы не тревожить себя лишний раз. А тут мне попадается статья про СНИЖЕНИЕ количества ДТП где погибли люди, то есть статья с позитивным смыслом, поэтому прочитал её. Второй причиной прочтения была моя поездка в конце марта 2023 года из Оренбурга в Анапу и обратно на автомобиле, после которой я был под впечатлением. Мои ожидания от дороги не совпали с реальностью, но об этом в следующей статье. А пока пройдемся по статистике.
СТАТИСТИКА
Последняя цифра, которая запала мне в память, это примерно 33 000 погибших на дорогах, и было это напечатано в одном из автомобильных изданий примерно в середине "нулевых" годов. Тогда еще подумал, что на дорогах гибнет почти по 100 человек в день, многовато будет.
Сегодня же, несмотря на огромное увеличение автомобилей на дорогах, число смертей в ДТП в России постоянно снижается:
в 2012 году жертвами аварий стали 27 991 человек,
в 2013 году - 27 000 человек
в 2014 году - 26 963 человека
в 2015 году - 23 100 человек
в 2016 году - 20 200 человек в 2017 году -17 000 человек
в 2018 году - 18 000 человек
в 2019 году - 16 900 человек
в 2020 году - 16 152 человека
в 2021 году - 14 874 человека в 2022 году - 14 000 человек
Цифры где-то точные, где-то округленные. Смотрел в нескольких источниках, бывают небольшие отличия.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "БЕЗОПАСНЫЕ ДОРОГИ"
Когда статистика говорит, что количество погибших в ДТП за 10 лет снизилось в 2 раза, то сначала это тяжело осознать. Ну снизилось и снизилось. Но ведь это есть НЕВЕРОЯТНЫЙ УСПЕХ, про который все скромно умалчивают.
Когда черновик статьи уже был готов, я наткнулся на рекламный пост национального проекта "Безопасные качественные автомобильные дороги", точнее реклама мне его подсунула. Зачем этот проект рекламируют, не знаю !
Ознакомившись с ним стало понятно, что на новые дороги, автомагистрали, развязки, асфальт, дорожные знаки, разметку, освещение, ограждения, системы контроля движения, тратятся огромные деньги по всей России.
Конечно это дало результат.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ГИБЕЛИ ЛЮДЕЙ В ДТП
По статистике, примерно 75% смертельных случаев приходится на 3 вида дорожных происшествий: выезд на встречную полосу, наезд на пешехода и вождение в состоянии опьянения.
Лично мое мнение, что тут не хватает 4-й причины - несвоевременно оказанная медицинская помощь. Правда про это наши чиновники предпочитают умалчивать, и не озвучивать такую статистику. Но это еще одно слабое звено, с которым практически ничего не предпринимают, хотя это еще одна точка роста для снижения смертности в ДТП.
Да, для решения этой проблемы, в новые автомобили уже с 2015 года устанавливают систему помощи на дорогах "ЭРА-ГЛОНАСС". Это по бумагам. Фактически ее начинали ставить в конкретную модель автомобиля, когда у нее заканчивалось старое одобрение типа транспортного средства (ОТТС), и нужно было получать новое, которое требовало установки ЭРА-ГЛОНАСС. То есть на новых моделях ГЛОНАСС был с самого начала (например, Lada Vesta, X-RAY), а на некоторых моделях ГЛОНАСС появился только в 2017-2018 годах. И очень странно выглядит то, что в прошлом 2022 году, чиновники разрешили временно продавать новые автомобили без этой системы, как будто бы они сами в нее не верят. Ну, или понимают, что для ее эффективной работы много чего не хватает.
Представим, что система ГЛОНАСС сработала и дала сигнал о ДТП на трассе, и передала координаты места происшествия в службу спасения. А вот как, откуда и на чем будут медики и спасатели добираться к месту ДТП, об этом история умалчивает. Это и есть точка роста, которая еще снизит смертность на дорогах. Что-то не видно вертолетов с красным крестом на местах ДТП или машин скорой помощи, которые просто дежурят в определенных местах. Водителю элементарно может внезапно стать плохо за рулем, и такая скорая помощь очень была бы кстати. И это не говоря, про ДТП.
ЧТО БУДЕТ СО СТАРЫМИ "НЕБЕЗОПАСНЫМИ" АВТОМОБИЛЯМИ БЕЗ "ЭРА-ГЛОНАСС"
Хочется рассказать про российский автопарк, который сильно старый и продолжает стареть из года в год. 15 лет - это средний возраст автомобиля в России. Конечно, большинство автомобилей не оснащены системой "ЭРА-ГЛОНАСС". Поэтому, омоложение автопарка - еще одна точка роста к безопасности на дорогах. Правда для этого правительство ничего не предпринимает.
Добровольно-принудительное омоложение автопарка есть во многих европейских странах. В основном, используются косвенные методы в виде повышенных страховых сборов и налогов, что делает владение старым по годам автомобилем экономически невыгодным.
России, в этом плане, придется пройти похожий путь, смысл которого будет в омоложении автопарка страны. А может наша страна пойти и своим коротким и быстрым путем - принять закон, запрещающий эксплуатацию "старых" транспортных средств и требующий его утилизации. Взамен будет предложен некий сертификат на покупку нового автомобиля. Программа утилизации и 10 лет назад хорошо себя показала, когда взамен выдавали сертификат на 50 000 рублей. Если бы сегодня давали сертификат не "под одну гребенку", а сегментированно, то появилось бы еще больше желающих утилизировать свой автомобиль.
Например, выдавать утилизационные сертификаты номиналами на 200, 300, 400, 500 т.рублей в зависимости от типа, класса транспортного средства, а так же от его года выпуска. У правительства есть большой опыт в этом деле, так как каждый год они решают какие марки машин попадают под налог на роскошь. Так что и с противоположным сегментом транспорта они бы легко справились.
Щедрая программа утилизации смогла бы сильно омолодить автопарк страны, даже несмотря на космические цены на новые автомобили
Рано или поздно, процесс утилизации старых автомобилей в добровольно-принудительном порядке будет запущен, это не вызывает сомнений.
ЕЩЕ ОДНА ТОЧКА РОСТА
Очевидно, что автомобили отличаются своей безопасностью, как активной, так и пассивной. Что безопаснее, ВАЗ-2114 или Фольксваген Поло? Ответ очевиден. Поэтому, пора уже начинать убирать древние по конструкции автомобили с дорог, которые не отвечают определенному стандарту безопасности. Такие стандарты есть везде, в Европе, в Китае, в США, а у нас их нет. Сколько звезд наберет новая Lada Granta или Нива 4х4 по европейской системе EuroNCAP ? Да нисколько. Может одну или полторы звезды из пяти.
Многие могут возмутиться, что "четырки", "десятки", "приоры", "нивы" это доступные автомобили и их нужно оставить на дорогах. Но возмущаться они будут до того момента, пока не поймут, что НЕ КУПИВ такой автомобиль они могут спасти жизнь себе, своей семье, своему сыну или дочери. Сначала это тяжело понять, но со временем понимание придет.
И ЕЩЕ ОДНА ТОЧКА РОСТА
Во многих странах, автомобили, которые были в серьезных ДТП, принято утилизировать. Они не попадают на ТОТАЛьные аукционы от страховых компаний, где их выкупают под восстановление, как это бывает у нас.
Если поврежден силовой каркас автомобиля, то его нужно списать/утилизировать. И точка. После восстановления кузов уже не будет такой же прочный. У нас же норма восстановить "легкий" перевертыш, подумаешь нужно отрезать крышу по стойкам и приварить новую от другого донора. Таким "конструкторам" не место на дорогах.
ИТОГ
Дороги дейстительно стали лучше и безопаснее. Появились хороший асфальт, дорожная инфраструктура, но это только половина дела.
Вторая половина дела - транспорт, который по этим дорогам ездит, на который всем чиновникам, по большому счету, плевать. Даже, действительно полезную процедуру техосмотра автомобиля извратили так, что она просто потеряла свой смысл. А там ведь проверяют элементарные вещи, тормозит хотя бы автомобиль или нет. Горят фары или не горят.
Освежение автомобильного парка - болезненный процесс для населения. Но его надо прожить и пережить, чтобы шагнуть на ступеньку выше, в новый автомобильный порядок, с еще более безопасными поездками на автомобилях.
На этом всё. Если есть мысли как сделать передвижение на автомобиле еще безопаснее, то напишите их в комментарии. Пока !