Польша полностью закрывает экспорт украинской сельскохозяйственной продукции. Самый верный союзник Украины вдруг продемонстрировал, что своя рубаха ближе к телу
Впрочем, ничего личного, только бизнес. Собственные фермеры оказались важнее, голоса польских избирателей — звонче: политики приняли решение поддержать свою экономику, а еще и заработать на евросоюзовских дотациях.
Украинские экономисты и наблюдатели потрясены. Свои прогнозы и опасения они опубликовали в соцсетях.
Журналист Егор Чечеринда:
Польша запрещает весь украинский сельскохозяйственный экспорт от завтра, 19 апреля.
Я очень люблю Польшу и особенно благодарен полякам за поддержку Украины и украинцев во время этой страшной войны. Но не следует ли правительству Украины после такого не совсем дружеского шага подумать об ответных симметричных действиях? Потому что польские сыры, колбасы, томаты, огурцы, лук и другие вкусные продукты в огромном количестве на наших прилавках сейчас однозначно отбирают работу и деньги у украинских производителей сыра, колбас и других вкусных продуктов...
Во время войны... Я уже не говорю о субсидиях для польских фермеров от ЕС, которые существенно уменьшают себестоимость их продукции. Ставя его в более привилегированное положение по сравнению с нашими. Не хотелось бы никаких торговых войн во время войны, но свой собственный рынок и производство нужно также хоть как-то защищать.
Как это делают поляки...
Политтехнолог Карл Волох:
Запрет на импорт украинского зерна Польшей (а за ней и другими соседними странами) вопреки анонсированной ранее политике Евросоюза — это скандал. А то, что он объявлен сразу после визита Зеленского — это мегаскандал.
Ей-богу, надоело уже внушать, что поддержка Украины цивилизованным миром никоим образом не связана с дипломатическими талантами президента. Скорее наоборот.
Журналист Владислав Бовсуновский:
Если у нас такая дешевая агропродукция, что соседние страны вынуждены закрывать границы, то почему настолько высоки цены на еду?
У меня есть возможность сравнить с ценами в Германии — у нас дешевле, однако ненамного и только по отдельным позициям. Есть большой миллионный украинский рынок. Не продавайте еду за бесценок иностранцам. Продавайте ее по доступным ценам украинцам. И не будет проблем ни с населением, ни с соседями.
Эксперт украинского Центра экономической стратегии Мария Репко:
Очень быстрый набор мыслей по агротрясине нашей.
1. Индустрия должна найти контрабасистов, если таковые есть, и сдать их эсбэушникам. Желательно также разобраться с тем, кто на польской стороне это делал, и огласить их.
2. Для правительства пора очень быстро переориентировать программу 5–7–9 и другие, похожие на внутреннюю переработку.
3. Поляки все еще котики, и наша задача — разобраться в ситуации и решить миром. Нам хватает Венгрии, блокирующей кучу евроинициатив с помощью Украины, давайте не будем кенселить Польшу как в свое время Илона Маска, пусть Польша будет на нашей стороне. Потенциально наши большие проблемы для: платежного баланса и курса (соответственно, инфляции), бюджета, банков из-за ухудшения финансового состояния отрасли.
Старший научный сотрудник Института экономических исследований Ирина Коссе:
Читаю все эти новости об экспорте украинского зерна и не могу удержаться от эмоций. Ну, вы понимаете, о каких я новостях — россияне снова остановили проверки на море, потому что требуют права выбирать суда, которые заходят в порт; Польша остановила ВЕСЬ импорт продовольствия из Украины, включая солому для отопления; за ней последовали Венгрия и Словакия, Болгария «думает», но тоже угрожает; от Румынии тоже ожидаю чего-то такого, потому что и здесь были выступления фермеров.
На польской границе происходит коллапс: железнодорожные перевозки продовольствия остановлены, объявлено несколько конвенций, фуры разворачивают и не пропускают.
В чате дальнобойщиков прочла, что один водитель смог уехать с грузом конфет и счастлив: «Прорвался». Это фактически транспортная блокада Украины, по крайней мере ее аграрной продукции. Последствия такой блокады для экономики Украины трагические: падение экспортной выручки, падение ВВП, банкротство компаний, рост безработицы.
Но внутренние цены на продовольствие могут рухнуть. Но это не точно.
Есть ли какие-нибудь пути выхода? Чисто с точки зрения транспортной инфраструктуры я их пока не вижу. Сейчас еще остается «лазейка» вывоза зерна через Румынию, но как долго? Болгария, пока думает, также может принимать украинское зерно. А дальше на порты.
Есть экспорт через речные порты на Дунае, но там тоже все идет через румынские и болгарские порты, поэтому это фактически то же направление. Зерновая инициатива тоже может скоро остановиться — россияне несколько раз говорили о том, что недовольны соглашением. Потому в середине мая может закрыться и этот канал.
Единственный выход — договариваться с поляками, просить ЕК компенсировать фермерам, расширять пропускную способность польских дорог, железных дорог, портов и т. п. Потому что зерно остается на польском рынке, в том числе из-за того, что не может уехать. Извините, если слишком пессимистично.
Экономист Алексей Кущ:
А теперь сформулирую, что правительство должно было сделать, чтобы не допустить нынешнюю ситуацию с зерном. Восходящая диспозиция:
1. Часть портов оккупирована, часть заблокирована. Оставшиеся (одесские и дунайские) — отданы зернотрейдерам. За какие заслуги — хз. Будем исходить из того, что за что-то геополитическое.
2. Транспортно-логистический дефицит — до 40%. Его можно преодолеть либо поиском альтернативных маршрутов, либо понижением аграрного вала. В любом случае переходные остатки еще год-два будут формировать сырьевые излишки.
3. Из формулы экспорта аграрного сырья полностью выпали малые и средние фермеры. Ранее они либо экспортировали сами (средние) или продавали урожай агротрейдерам (малые и средние). Сегодня они никому не нужны — доступа к портовой логистике нет, у трейдеров свои остатки еще прошлого урожая и новые партии зерна им почти не нужны. Это критически обрушивает внутренние цены.
Выход из ситуации:
1. Если уже одесские и дунайские порты отданы ТНК, государство должно заниматься малыми и средними фермерами, останавливая внутренний обвал цен на зерно. Ситуацию можно стабилизировать путем закупок зерна за счет государства, но только у малых и средних фермеров по минимальной цене, обеспечивающей положительную рентабельность для производителей.
2. Мелкие и средние партии зерна накапливаются на государственных элеваторах и по железной дороге направляются в арендованные в Польше, Румынии и Болгарии логистические хабы, где хранятся в режиме таможенного склада без права продажи на внутреннем рынке этих государств.
3. По мере скопления зерновые партии по логистическим складам транзитом отправляются в балтийские порты Польши и Литвы и черноморские порты Констанца и Варна. Всё это происходит на основании соответствующих государственных соглашений. Под закупку зерна у фермеров можно привлечь грантовое финансирование ЕС/США или кредиты ВБ или ЕБРР. Надо просто иногда думать о малом и среднем бизнесе, а не только о ТНК. Как это делают в Польше
Политический эксперт Евгений Магда:
Ситуация с украинским зерном — хорошая иллюстрация к тезису «Мы за два года будем в ЕС». Как будто в муку чихнули...