Найти тему

Ради жизни (рассказ)

Оксана склонилась над Ромкой, своим пятилетним сыном, и вскрикнула, прикрыв рот рукой.

— Олег, подойди! Мне кажется или он действительно не дышит?

Её день рождения из радостного события моментально превратилось в ад. Оксана гладила сына по голове, трясла за плечо и всеми силами старалась не закричать. Олег вызвал скорую и подключился к спасению ребёнка: пытался делать массаж сердца и искусственное дыхание. Родители ещё толком не могли понять - действительно ребёнок не дышит, или всё-таки есть дыхание, только очень слабое. А бабушка Зоя Макаровна... она просто сидела в стороне. Её тело сотрясала дрожь, а по морщинистым щекам текли слёзы. Но сделать она ничего не могла.

***

Как и многие пенсионерки, Зоя Макаровна каждое лето проводила на даче. После выхода на пенсию огород и заготовки стали её смыслом жизни. А после ещё и внук Ромка. Любопытный, непоседливый, но очень послушный трёхлетний мальчишка, он рос настоящим помощником по хозяйству.

И, казалось, жизнь у Зои Макаровны только началась. На грядках аппетитно поспевала клубника, огуречные лианы и помидорные кусты склонялись под тяжестью плодов, россыпь цветов на клумбах радовала глаз. Пожилая женщина оказалась человеком добрейшей души, всегда откликалась на чужие беды и никогда не жалела сил для благодарности. Поэтому и заволновались соседи, не увидев однажды по весне Зою Макаровну на привычном месте. Не приехала она и в течение лета.

- Инсульт, - горестно ответила дочь Оксана на многочисленные расспросы.

Соседи посочувствовали, поделились адресами экспертных врачей и собрали небольшую сумму. И, видимо, сказалась добрая энергетика, а, может, ещё и чьи-то молитвы. Поборола Зоя Макаровна тяжёлый недуг. К следующему лету вернулась, но за грядки не взялась. Восстановились у неё за год и речь, и мышление, вот только руки висели как плети. И если правая хоть и с трудом, но выполняла несложные действия, то с левой всё было плохо от слова «совсем». Вот и ходила пожилая женщина, словно тень самой себя, смотрела на зарастающий участок и плакала от бессилия. Соседи утешали, как могли: кто добрым словом обнадёжит, пример из жизни приведёт, кто-то себя обиходить поможет. Да только какая жизнь теперь на даче? Уехала Зоя Макаровна обратно в город, продолжать лечение.

Так же прошло и следующее лето - безрадостно и уныло. Огород приходил запустение, а Зоя Макаровна никак не могла руки свои разработать, к жизни вернуть. Не помогала ни лечебная физкультура, ни физиотерапия, ни массажи. Вот и сидела она этим вьюжным февральским днём, сгорбившись, в кресле. Старческий подбородок нервно дрожал, а губы шептали молитвы.

- Господи, об одном прошу, смилуйся над рабом Божьим Романом, забери жизнь мою лучше. Все твои испытания терплю, а это не выдержу, всё равно уйду вслед за ним, хоть и грешна буду...

...- Бабушка, - Зоя Макаровна ощутила запах нашатыря, перед глазами маячила фигура в синем халате, - с вами всё в порядке? Мне очень нужна ваша помощь. Родители в ужасном состоянии, я с них слово вытянуть не могу, а вы, вроде, постарше, да нервами покрепче. Расскажите мне, как прошёл день и как всё случилось.

Она рассказала, да только сбивчиво, мысли путались, события забывались.

- Хорошо, - сказала фельдшер, всё записав. - Но этого мало. Ребёнка мы сейчас увезём, с ним всё будет в порядке. А вы, пожалуйста, сосредоточьтесь и напишите, как прошёл день, всё, до мельчайших мелочей. Вот листки и карандаш. Завтра утром привезёте это врачу, а, может, я и сама заеду, как раз мимо вашего дома на работу добираюсь.

Зоя Макаровна закивала. Да, руки у неё не работали, но ради жизни внука она готова была писать не только ими, но и ногами, зубами и даже собственной кровью, лишь бы Ромушке помогло.

Она крепко зажала в кулаке карандаш, но дальше дело не продвинулось, рука не хотела подчиняться. Тогда пенсионерка закусила верхнюю часть карандаша зубами и так повела по листу. Получались только линии, неровные, кривые. Рука скоро устала и начала трястись. Зоя Макаровна переложила карандаш в левую руку, виртуозно воткнув между пальцев. Теперь зубам помогала правая рука, подталкивая левую. Спустя пару часов напряжённого труда на бумаге появилась первая строчка, выведенная огромными печатными буквами. От напряжения и постоянных действий стали шевелиться пальцы, откликаясь на приказы мозга. И пусть ещё робко, несмело, но Зоя Макаровна не сдавалась. Она упорно заставляла работать каждую клеточку своего организма, представляя, как этим вырывает судьбу внука из цепких когтей смерти.

Фельдшер заехала рано утром - проведать бабушку, и ужаснулась. Она-то хотела как лучше, отвлечь старушку от тяжёлых мыслей, дав ей нехитрое задание. А получилось вон оно как! Зоя Макаровна то ли бледная лицом, то ли синяя, сидела, склонившись в три погибели над журнальным столиком. В сжатой в щепотку правой руке был зажат карандаш, которым она старательно выводила буквы, помогая зубами. Листок вымок слёз.

-2

- Зоя Макаровна! Да что, вы всю ночь так, что ли? Не надо, хватит. Всё в порядке с мальчиком, полип на горле вырос, дыхание перекрыл, вырезали его уже. Самое страшное позади. Спасибо вам, что написали...

Фельдшер вколола бабушке успокоительное и ещё кое-какие препараты для поддержания сердца. В больнице нашла Оксану и сказала:

- Обратите внимание, может быть, к физиотерапии стоит подключить уроки письма и разработать этим руки постепенно.

Идеальных чудес не бывает. Может быть, вообще все чудеса мы создаём себе сами, только порой сил для этого приходится предложить немало. Приезжая на дачу, Зоя Макаровна огородом уже не занимается, просто отдыхает на свежем воздухе. А ещё варит вкусные компоты и варенье, режет салаты и бесконечно долго играет с внуком, собирая с ним конструктор или пазлы. Пальцы слушаются плохо, мелкие детали выпадают, но ведь это не главное, правда?..

Друзья! 🌹 Буду очень благодарна вам за лайк 👍 и подписку. Это позволит Дзену рекомендовать мои рассказы другим читателям. 💖