409 подписчиков

Коллекция Пегги Гуггенхайм. Венеция.

201 прочитал
Вот не случайно галерея Академии с великолепным собранием классической живописи расположена по  соседству с коллекцией современного искусства Пегги Гуггенхайм на берегу Большого Венецианского канала.

Вот не случайно галерея Академии с великолепным собранием классической живописи расположена по соседству с коллекцией современного искусства Пегги Гуггенхайм на берегу Большого Венецианского канала. Почувствуйте контраст. Во всяком случай, ваш покорный слуга сначала посетил первую экспозицию, а затем, перешед Канал Рио-де-Сан-Вио, - вторую. Дело было 16 октября 2016 года.

Большой канал

Виды на Большой канал отсюда открываются восхитительные. Поэтическими впечатлениями от плутаний по лабиринтам города автор уже делился.

Вот в таком живописном месте и расположен палаццо Веньер деи Леони,- принадлежавший дочери богатого промышленника Бенджамина Гуггенхайма, погибшего 15 апреля 1912 году на «Титанике». Её дядя — знаменитый американский промышленник и коллекционер Соломон Гугенхайм, основатель Музея современного искусства в Нью Йорке. Пегги Гуггенхайм была замужем за сюрреалистом Максом Эрнстом (в коллекции много его работ).

Пегги Вениаминовна (1898-1979) жила в Венеции до самой смерти и погребена здесь же, в придворцовом саду, рядом с останками ее любимых собак - Капуччино, Мадам Батерфляй, Белый Ангел и прочая. Такая вот эксцентричная дама!

Ангел города

Доминанта балюстрады палаццо Веньер дей Леони, где размещена коллекция, конечно, - скандальная бронзовая скульптура Марино Марини "Конь и всадник", известная больше как "Ангел города".

Италия, вообще-то, страна католическая. А в начале пятидесятых, когда Пегги купила всадника и установила его на всеобщее обозрение, - тем более. В христианские праздники по Гранд каналу пускают гондолы с католическими процессиями. Говорят, в такие дни Гуггенхайм откручивала от скульптуры детородный орган, дабы не смущать молящихся. Говорят также, что однажды эта существенная деталь куда-то исчезла: "Пришли мне новый!" - телеграфировала владелица скульптору в Париж. Венецианцы потом были убеждены, что с тех пор у знаменитой галеристки на всякий случай имелся целый набор запчастей.

В галерее

Как обычно, в моем архиве сохранились случайным образом запечатленные экспонаты, о которых теперь время вспомнить. И выяснить, наконец: кто, что, когда и зачем все это изобразил.

Эльсуорт Келли (1923-2015)

Черная кривая 4. 1972
Черная кривая 4. 1972

Вершина, так сказать, минимализма в творчестве американского художника. Геометрическая абстракция, живопись жестких контуров и цветового поля - искусствоведам есть где развернуться, придумывая термины для подобного рода изображений. После "Черного квадрата" Малевича изобразить "Черную дугу" - не Бог весть какой эстетический прорыв. Но это на взгляд "неискусствоведа". Сам Келли так описал свое кредо:

"Я сказал, я не хочу писать такие вещи, как женщины Пикассо и одалиски Матисса, лежащие на кушетках с подушками. Я не хочу рисовать людей. Я хочу рисовать то, что я никогда не видел прежде. Я не хочу повторять то, на что я смотрю".

Джексон Поллок (1912-1956)

Есть у нас такая пословица: "Талант не пропьешь". Сколь велик был талант американца Поллока не мне судить, но убить его посредством зеленого змия он пытался чуть ли не всю свою недолгую жизнь, как свидетельствуют биографы. Открыла художника широкой публике Пегги Гуггенхайм в 1943 году и с тех пор всячески опекала и поддерживала. Тем, кто оценивает полотна экспрессивного абстракционизма по принципу "и я так смогу" - возражу: сначала придумайте так смочь. Поллок изобрел "капельную технику" - расстилал полотна на полу и разбрызгивал над ними краску. Как писал автор "Бойни №5" Курт Вонегут (Цитирую по Е.Сидельниковой):

«Поллок знай себе возился со своими разбрызгивателями и лопаточками, покрывая красками холст, - отдавая этому все свое время и все деньги, причем никто ему ничего не советовал и ни к чему не побуждал, просто ему, словно ребенку, было любопытно, выйдет ли под конец что-нибудь занятное».

Погиб художник в автокатастрофе - будучи выпивши сел за руль и врезался в дерево...

Макс Эрнст (1891-1976)

Впрочем, говорят, что "капельную технику" Поллоку подсказал Макс Эрнст: он привязывал дырявую банку к потолку, наполнял краской и раскачивал над холстом. Этот немец был очень изобретателен - он придумал технику фроттажа. Помните, в детстве, положишь пять копеек под лист бумаги и трешь тупым карандашом - и нарисованная монетка получается. Это и есть фроттаж. И граттажа - процарапываение разлитой на холсте краски.

В каких только "измах" он себя не проявил: рожденный в Цюрихе дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм.
Вспомним - Пегги Гуггенхайм была одной из четырех его жен.

Василий Кандинский (1866-1944)

Василием Васильевичем я горжусь очень давно - с тех пор, как узнал, что есть такое художественное явление, как абстракционизм. Еще бы - он один из основателей и теоретиков беспредметной живописи. Целый трактат написал - «О духовном в искусстве».

Форма остается абстрактной, т.е. она не обозначает никакого реального предмета, а является совершенно абстрактным существом. Подобными, чисто абстрактными существами - которые, как таковые, имеют свою жизнь, свое влияние и свое действие - являются квадрат, круг, треугольник, ромб, трапеция и бесчисленные другие формы, которые становятся все более сложными и не имеют математических обозначений. Все эти формы являются равноправными гражданами в царстве абстрактного.

Наш придумал то, что стало таким популярным у них. Заморочил им головы, и они покупают его картины за бешеные деньги. Сегодня полотна Василия Кандинского хранятся в крупнейших музеях России (в Третьяковке, к примеру) и Европы, в частных коллекциях по всему миру. И входят в список самых дорогих работ русских художников.

Пабло Пикассо (1881-1973)

Несмотря на, казалось бы, весь свой авангардизм и элитарность Пикассо выпала то ли незавидная, то ли наоборот - завидная, судьба стать идолом масскультуры. Как Джоконде. (Зайдите по случаю в Лувр ;)) Добредите до зала с Моной Лизой - и вы увидите толпу посетителей, обернувшихся спиной к шедевру, чтобы сделать сэлфи). В России даже человек страшно далекий от изобразительного искусства слышал имя Пабло Пикассо. Хотя бы из попсовых песенок:

Остался у меня,
На память от тебя,
Портрет твой, портрет
Работы Пабло Пикассо.

Словом, про Пикассо вы все знаете и без меня.

Пит Мондриан (1872-1944)

 Композиция № 1 с серым и красным. 1939
Композиция № 1 с серым и красным. 1939

Я уже говорил с гордостью, что основы абстракционизма заложили наши Кандинский и Малевич. Искусствоведы пишут, что для хрестоматийной троицы нужно еще добавить голландца Мондриана. Если Малевич написал Черный квадрат, то Мондриан прославился уже разноцветными квадратами и прямоугольниками. Искусствоведы, которых хлебом не корми, дай придумать очередной искусствоведческий "изм", тут же назвали эту манеру неопластицизмом.

Каземир Малевич (1879-1935)

Без названия.1916
Без названия.1916

А Малевич, это уже супрематизм. Что в переводе значит "наивысший". То ли потому что цвет преобладает над всем остальным, то ли потому что дальше черного квадрата в сторону абстрактного, беспредметного искусства уже двигаться некуда. Хотя... - зайдите по случаю в Новую Третьяковку на Крымском валу и приглядитесь к этому известному полотну: черный квадрат покрылся кракелюром (краска потрескалась) - само время вносит хоть какое-то разнообразие в предельный лаконизм картины. Впрочем, разнообразие тоже весьма абстрактное...

Жорж Брак (1882-1963)

Блюдо с виноградом. 1926
Блюдо с виноградом. 1926

Браку не повезло (или, наоборот, повезло) - про него в попсовых песенках не поют, хотя он вместе с Пикассо считается основателем кубизма. (Что бы делали искусствоведы прошлого века без мастеров кисти, составивших коллекцию Пегги - вон сколько "измов"!)

Рене Магритт (1898-1967)

Мне симпатичен этот бельгийский художник. (Хотя и ему, и всему мировому искусствоведению плевать, симпатичен он мне или нет). Искусствоведы относят его к сюрреалистам. Но в отличие от Дали и Эрнста его сюрр не такой накрученный и броский внешне, но философски куда, на мой взгляд, ироничнее и глубже. Вот нарисовал он трубку и написал на холсте "Это не трубка". Потому что, да, это не трубка - и не следует путать предмет с его изображением. А на картине "Империя света" и вообще сюрреализм сразу не разглядишь: но ночного пейзажа белым днем не бывает. Так что - сюрр...

Жоан Миро (1893-1983)

Сидящая женщина. 1939.
Сидящая женщина. 1939.

Этого каталонца тоже причисляют к сюрреалистам. Не знаю... Я бы не стал. (Хотя теоретиков сюрреализма нимало не интересует - стал бы я или не стал). Не похож он на своего знаменитого земляка Дали. Теоретики пишут, что он вдохновлялся детскими рисунками и наскальными изображениями. Тут соглашусь.

Роберт Мазервелл (1915-1991)

Автопортрет. 1943.
Автопортрет. 1943.

Свой автопортрет американский художник выполнил в соответствии с канонами живописи действия - важен процесс, а не результат.

Сальвадор Дали (1904-1989)

Рождение жидких желаний/ (1931-32)
Рождение жидких желаний/ (1931-32)

Про Сальвадора Дали, как и про Пикассо, все тоже всё знают лучше меня. Тем более, что я уже упражнялся в "сальвадороведении".

Альберто Джакометти (1901-1966)

Начали со скульптора, скульптором и завершим. Тем более, что благодарная Швейцария украсила его изображением стофранковую банкноту. И то сказать, работы ваятеля с аукционов продают по прекрасной цене - бронзовый "Указующий человек" стал самой дорогой скульптурой в мире и ушел в частную коллекцию за 141,3 миллиона долларов. (Без малого полтора миллиона Бенджаминов Франклинов - если вспомнить, кто изображен на стодолларовой купюре).

Спасибо за внимание!